Объективно, в истории нашего авиапрома существует только один самолёт, выпущенный более чем в 100 экземплярах, что позволяет назвать его серией, это Сухой Суперджет. К нему относятся по-разному, однако, основная причина неудач других – в том, что их серийное производство не было интересно самим КБ. Главное обвинение Погосяна – в том, что он продвигал свой Сухой Суперджет (будучи генеральным Сухого). Ведь КБ вообще не должно двигать свои продукты, а этим должны заниматься чиновники, не так ли? Так пишут многие комментаторы на мой вопрос, а как Туполевцы продвигали Ту-334 и Ту-204. Наверное, потому что сами Туполев, Яковлев и Ильюшин никогда не продвигали свои самолёты в своё время. Они были, наверное, лучшими, потому их и разбирали.
Это предисловие, так как единственный самолёт, который у нас в последнее время активно продвигался на зарубежных рынках – Сухой Суперджет. Первым эксплуатантом которого стала авиакомпания Армавиа. У Китая тоже есть свой небольшой авиапром. Дела у них идут примерно, как у нас. За исключением того, что у Китая есть большие проблемы с собственными двигателями, да и со всей начинкой. Тем не менее, хоть наши «эксперты» говорят, что Сухой не наш самолёт, про китайские самолёты говорить это ещё сложнее, так как там большинство компонентов зарубежные. Даже двигатели полностью из США, в отличие от двигателей Сухого, которые производили в Рыбинске, используя французский газогенератор.
У китайского авиапром есть свой Сухой Суперджет – это ARJ-21. Слышал множество историй о том, что это Ту-334, который скопирован китайцами. Действительно, характеристики самолётов максимально схожие – взлётная масса 47900 против 47200, пассажировместимость 102 – 105 кресел, дальность 3150 – 3300 км. Однако, на характеристиках сходство заканчивается. Даже внешне видно различие фюзеляжа и крыла, шасси, а также остальных мелочей. ARJ-21 – чисто китайский проект, за базу взяты определенные наработки, полученные в процессе лицензионного производства MD-80, а также потрудились приглашенные специалисты, в том числе из Украины (они занимались проектированием крыла). Компоновка с двигателями в хвосте связана с желанием использовать самолёт на ИВПП с относительно плохим покрытием.
Все основные и сложные узлы самолёта зарубежные – двигатели CF34, шасси, БРЭО и т. д. Несмотря на это, вывод самолёта в серию несколько затянулся. В 2007 году объявили о создании первого самолёта, в конце 2008 года состоялся первый полёт. Далее последовал полный цикл испытаний, в том числе не выдержало расчётных нагрузок крыло, которое пришлось переделывать. В процессе дальнейших испытаний самолёт постоянно преследовали трещины в крыле, наблюдались также проблемы с БРЭО и шасси. Наконец, спустя 6 лет, 30 декабря 2014 года, самолёт получил сертификат типа. Коммерческая эксплуатация стартовала только в 2016 году (спустя 8 лет после первого полёта), но за 2 года самолёты перевезли всего около сотни тысяч пассажиров. До 2020 года самолёты строили только на Шанхайском авиационном заводе, потом ввели в Пудуне (тоже Шанхай, но рядом с международным аэропортом) ещё одну сборочную линию. Тем не менее, до конца 2022 года (за 6 лет) произвели только 108 самолётов.
Я дам свою оценку – близко к нашим результатам, но похуже, в силу большего использования зарубежных компонентов. Тем не менее, результат есть. Самолёт летает, но в основном в небольших авиакомпаниях. В случае с Сухим Суперджетом выкатка произведена абсолютно в те же сроки – конец 2007 года, первый полёт самолёт произвёл в 2008 году (тоже идентично), но сертификат типа самолёт получил в 2011 году (на 3 года раньше ARJ-21). До конца 2022 года Сухих построено ровно 230 машин на единственной производственной линии в Комсомольске-на-Амуре.
Восторженные возгласы, что будем всё брать у китайцев, стоит пока придержать – у них пока своего ничего нет, да и пока что их авиапром полностью зависим от американских компонентов. И, если после санкций США и ЕС наш авиапром имел определённый задел, хотя бы вследствие наличия остатков советского авиапрома и наработок десятых, то у Китая наработок толком нет, им придётся намного сложнее в случае применения таких же ограничений, что сейчас нельзя исключать вовсе. Авиация и самолёты стали инструментами войны, а войны сейчас не только конвенциональные, но и торговые, экономические, прокси и так далее. Тут Китай рассчитывает всё же на нашу поддержку, проект CR929 всё же не просто так. Но Китай рассчитывает на передачу технологий, которые есть у РФ (двигатели, композитное крыло, БРЭО, да и остальные мелочи во многом), но здесь у нас нет желания это всё передавать просто так, поэтому переговоры на многие темы продолжают вестись.
Ну и про продвижение ARJ-21 на зарубежных рынках. Причина в целом статьи – начало регулярной коммерческой эксплуатации ARJ-21 индонезийской авиакомпанией TransNusa. С 18 апреля она выполняет на нем по одному ежедневному рейсу из столичного аэропорта Сукарно-Хатта в Денпасар на острове Бали (время в пути – чуть более полутора часов) и обратно.
Первый самолёт был поставлен перевозчику в декабре прошлого года (а произведен в декабре 2021 года), с 23 февраля по 16 марта совершил 50 тестовых полётов по Индонезии, наконец его поставили на первый регулярный рейс. Вроде бы всё логично, индонезийская компания, решила взять китайский самолёт, первой его взять в эксплуатацию, естественно, сама прошла на нём испытания. При этом основной тип в парке – А-320, вероятно ARJ-21 с такими сложностями начала эксплуатации будет для неё чем-то выгоднее. Или нет? Вообще, в чём причины?
Авиакомпания успешно летала до 2020 года на различных региональных машинах типа АТР-42/72, а до этого Фоккер-28/50 и ВАЕ-300. Однако, в 2020 году авиакомпанию свалил коронакризис, и она приостановила полёты. В 2022 году авиакомпания находит спонсоров в виде China Aircraft Leasing Group Holding, которые поднимают авиакомпанию с колен, отряхивают и дают 4 самолёта А-320. В новом амплуа авиакомпания становится бюджетным перевозчиком, выполняя рейсы по 10 маршрутам. Дальше, почти сразу авиакомпания изъявляет желание получить ARJ-21 и внедряет его на один из 10 маршрутов, оставляя А-320 на подстраховке. Рейс, судя по Флайтрадару, выполняется с задержками – вероятно имеются сложности всё же.
Итак, здесь налицо внедрение самолёта в подконтрольную зарубежную авиакомпанию. При этом никто грязью не поливает, все относятся к этому, как к этапу. Авиакомпания планирует получить до 30 ARJ-21 к 2026 году, но пока что самолёт только один, а второй пока не передан, но совершил первый полёт 9 ноября 2022 года.
Имел ли такую возможность Ростех? Да в общем-то может быть. Только если бы Ростех стал спасать Армавиа и пихать в них Сухие, то поток желчи в отношении госкорпорации способен был бы нанести серьёзный урон репутации. Самолёт успешно полетал в Интерджете и Ситиджете. Но эти авиакомпании никак не связаны с Ростехом. Тут речь явно шла о преференциях. В этом Ростех обвиняли многие, как и в преференциях внутри РФ. Но без преференций не выживет в мире ни один самолёт, так как никто не сможет с нуля создать Эрбас и Боинг с кучей заводов по всему миру и гигантским опытом за плечами. Да его просто не дадут создать. Способов много – диверсии, подкупы, дискредитация. Это всё мы видели с нашим авиапромом – диверсия была с Сухим в Индонезии, когда полностью исправный самолёт с делегацией прилетел в гору. Подкупы сейчас расследует Следственный Комитет, пока что в отношении Аэрофлота, но никто не сомневается в честности самой Росавиации, да и ещё многих учреждений. А про дискредитацию даже говорить не хочется. Про Сухой в 99 из 100 статей ничего хорошего не напишут, как и про МС-21, да и про наш авиапром в целом.
Поэтому будем смотреть на Китай и надеяться на его успех в этом нелегком деле параллельно с нами.
Обратная связь - связаться с автором
https://forms.yandex.ru/u/63e7785bc09c0260fbd23b8d/
------------------------------------------------------------------------------
1. Размещать больше форму со сбором на пиво не буду. В переводах на развитие канала не нуждаюсь, так как пишу регулярно для аудитории, это моё увлечение, ну не блогер я профессиональный. Однако, форма сбора была полезна, чтобы я видел, что читателю особенно что-то понравилось и писал чаще на данную тематику. Поэтому напишу номер карты, куда можно сбросить на кружку пива/мороженое ребенку/цветы жене: 2202 2019 3089 2183.
2. Копия данной статьи расположена на платформе Livejournal по адресу:
https://travelfoxes.livejournal.com/333944.html
3. Автором данной публикации является владелец данного канала. Статья не содержит конкретных данных по какому-либо рейсу и перевозчику, не содержит конфиденциальную и коммерческую информацию.
4. Информация о планах по каналу, по взаимодействию с автором опубликована:
https://travelfoxes.livejournal.com/305462.html
https://dzen.ru/media/skyexpert/plany-po-vedeniiu-kanala-na-2023-god-63b499ea1b4d7472f25cfcd5
5. Узнать всё о продукции моего завода (сухие корма для собак) и найти места, где можно её приобрести можно на нашем сайте:
https://unicorm.ru/