Найти в Дзене
ИстПросвет

Какое отношение Крузенштерн имеет к рок-опере

Оглавление

Не было бы Николая Петровича Резанова, не было бы и рок-оперы "Юнона и Авось". Но и без Ивана Федоровича Крузенштерна она тоже бы не состоялась. А теперь обо всем по порядку.

Резанов Николай Петрович (1764-1807 гг.)
Резанов Николай Петрович (1764-1807 гг.)

Основные вехи жизни до главного путешествия

Детство Резанов провел в Иркутске и, как пишут его биографы, времени даром не терял. Во-первых, он стал полиглотом (выучил пять иностранных языков), во-вторых, вырос необычайным красавцем, а, в-третьих, уже в 14 лет поступил на военную службу в артиллеристы (значит, дружил с математикой) и по совокупности достоинств (а особливо за красивые глазки) попал в Измайловский полк, охранявший императрицу.

Блестящая карьера вундеркинда временно оборвалась, когда он оставил зачем-то военную службу и пять лет проработал в Псковской палате гражданского суда.

Затем его неожиданно вызывают в Петербург, где он служит начальником канцелярии у разных высоких чинов. В 1794 году Платон Зубов отправляет Резанова в Иркутск, где он инспектирует торговую компанию одного из первых русских поселенцев в Америке - Григория Шелихова, а заодно и выгодно женится на его 15-летней дочери.

После смерти Екатерины II Резанов возвращается в Петербург, и император Павел I назначает его секретарем Правительствующего сената. Здесь Резанов выполняет важнейшее задание, получает орден Св. Анны, ежегодный пансион и обращается к Павлу Петровичу с просьбой создать на основе промыслов покойного Шелихова Российско-американскую компанию.

Пока проект обсуждался при Павле I и Александре I жена Резанова умерла при родах. С горя Резанов просится в отставку, но Александр Павлович назначает его первым российским посланником в Японию, чтобы налаживать торговые связи между странами. Как это сделать, никто не знал, поскольку Япония проводила устойчивую политику изоляционизма.

Иван Федорович Крузенштерн (1770-1846)
Иван Федорович Крузенштерн (1770-1846)

Ужиться с Крузенштерном

Доплыть до Японии из Петербурга нелегко, и в то пору особо было не чем. Однако параллельно с миссией Резанова в то время готовилась первая российская кругосветная экспедиция на двух кораблях - "Надежда" и "Нева". Командором кругосветки являлся Иван Федорович Крузенштерн, но Александру зачем-то понадобилось и Резанова тоже назначить главой экспедиции.

В римской армии существовал обычай - Сенат назначал командовать сразу двух командиров, но с условием, что они командуют по очереди через день. В нашем случае распределение обязанностей предусмотрено не было. Боле того, Резанову запрещалось раскрывать свое инкогнито, и Крузенштерн не знал о широте его полномочий. По некоторым сведениям, перед Крузенштерном раскрыли тайну лишь, когда экспедиция находилась в Бразилии.

Как бы то ни было, именно Крузенштерн доставил Резанова в Японию, где, в общем-то, удачливый чиновник потерпел полный крах. Ему не удалось наладить контакты с императорским двором, а под конец его вежливо попросили улепетывать из Страны восходящего солнца.

Во время плавания Крузенштерн и Резанов жили в одной микроскопической каюте, и искры, сыпавшиеся между ними, могли воспламенить корабль. В Петропавловске Резанов подал жалобу правителю Камчатской области на взбунтовавшийся экипаж и потребовал казнить Крузенштерна. Генерал-губернатору едва удалось их помирить.

Вид Кантона около 1800 года
Вид Кантона около 1800 года

Что было дальше

Крузенштерн с командой двух кораблей, постоянно ссорившихся между собой, отправился заканчивать кругосветное плавание. А Резанов, узнавший в Петропавловске, что его освободили от участия в экспедиции, получил приказ провести инспекцию русских поселений на Аляске.

На месте он увидел, что поселенцы буквально умирали с голода из-за скверной и очень длинной логистики. Тогда он английского купил судно "Юнона", построил судно "Авось" и отправился на них в Калифорнию, чтобы установить торговые отношения с испанцами. В Верхней Калифорнии он познакомился с дочерью коменданта крепости Хосе Дарио Аргуэльо - Кончитой (ей тоже было 15 лет), дал обещание жениться, но умер в возрасте 42 лет по дороге в Петербург.

P.S.

Поэт А.А. Вознесенский написал об этом романтическую поэму, легшую в основу рок-оперы "Юнона" и "Авось". Но, согласитесь, без Ивана Федоровича Крузенштерна всего этого могло бы и не случиться. Если бы он не ссорился всю дорогу с Резановым, может, миссия в Японии имела бы успех, и тогда Резанов не поплыл бы в Калифорнию и не встретил бы Кончиту.

Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новую статью

О неточностях и опечатках сообщайте автору