Найти тему
Роман Апрелев

"Исторгнуть каплю из мочевого пузыря". О современной поэзии

Не могу вновь не осветить просветительскую деятельность Аллы Поспеловой и издательства "Стихи", которые устраивают обучающие программы для тех, кто готов учиться. Эта рецензия, в частности, появилась благодаря тому, что #студиястихи2023 организовала семинар критики Артема Скворцова.

Козлов В. И. Красивый добрый страшный лживый смелый человек-невидимка: книга верлибров. — М.: Воймега; Ростов-на-Дону: Prosōdia, 2020.—124 с.

Обложка
Обложка

Ростовский поэт и прозаик Владимир Козлов в своем четвертом стихотворном сборнике - “Красивый добрый страшный лживый смелый человек-невидимка” объединил верлибры, написанные в течение прошлого десятилетия. В целом эта книга является показательной для его творчества, хотя в других сборниках Козлов отдавал предпочтение рифмованному стиху (впрочем, и там можно увидеть немало технических вольностей).

Это пример игровой поэтики, в которой поэзия не ограничивается строчками на бумаге. Она идет дальше, за рамки литературы. “Человек-невидимка” это книга-перформанс. Во-первых, каждое стихотворение написано одним предложением. Случай не уникальный в литературе. Есть целые книги, написанные так. На самом деле все произведения сборника легко можно было бы разделить на несколько фраз. Просто там, где уместна была бы точка, автор ставит “;”. Зачем? Концепт. Ничего не имею против. Во-вторых, все тексты Козлов снабдил тэгами, разделенными на рубрики: герой, другой, конфликт, деталь, образ и т. д. Своеобразная инструкция: как читать и понимать стихи. Пониманию, наверно, не сильно поможет. Но опять же концептуально. В-третьих, последнюю часть автор озаглавил “Из забракованных текстов”. То есть в книгу включено то, что отвергнуто. Конечно, там вполне адекватные стихотворения, нисколько не бракованные. Ну разве придраться к неправильному названию арт-акции?

Страница книги
Страница книги
Я гулял в своем воображении
по самой европейской из стран
и набрел на перформанс под названием «Взгляд художника»:
женщина в красном в центре пустого зала
с влажными губами и воспалёнными веками
медленно открывала глаза, выныривая из себя,
и дарила свой взгляд первому встречному,
подходящему в порядке живой очереди...

Судя по весьма точному описанию это перформанс Марины Абрамович, только он называется “В присутствии художника”.

Пара страниц в книге отдана вам, читатель. Вы можете сами вписать туда собственный верлибр. Так что игра продолжается и на уровне верстки. Одна из страниц - это факсимиле авторской рукописи. И это элемент игры с читателем.

Страница книги
Страница книги

Притом сами стихи прозаичны. Козлову показалось мало того, что они без рифмы, он обошелся практически без тропов. Их придется поискать.

Некоторые места получились откровенно физиологичными.

Как только в обезвоженном организме
зарождается капля влаги,
какое-то впечатленье,
неоформленное желанье,
ещё только импульс чего-то хотеть, —
тут же включается нечто
вроде системы очистки,
требующей немедленно исторгнуть каплю
из мочевого пузыря...

Лирический герой может рассказывать о процессе сдачи спермы, описать прислужников власти, умеющих выкручивать мошонки. Отдельные описания - словно для конкурса на худшую постельную сцену (антипремию Bad Sex in Fiction основал британский журнал Literary Review):

и тут же вся она — отклик:
твой шепот в устах её — тише,
твои объятья руками её — горячей,
она приумножает твой смех, гнев и ропот,
раздувает в горниле нежность...

И одно из ключевых слов при описании отношений с любимой женщиной - это отдающая фрейдизмом “щель”:

я возбудился и сделался беспощаден, —
ладонь моя, устремившаяся обнять,
юркает ниже —в щель между юбкой
и голым горячим телом...

Или:

что она может видеть
в узкую эту щель
своего великого чувства?

Козлов так и говорит: “щель обнаруживается везде, нужно только поискать”. Что ж, будет чем заняться на досуге.

Читайте также: