Сегодня вспомню группу “Мумий Тролль”. Некогда она была популярна настолько, что даже персонажа Туве Янссон некоторые умники стали называть именно так, хотя в книжке это Муми Тролль. Та самая “й” была креативом Ильи Лагутенко.
Почему эта группа была важна для меня? Потому что 90-е были крайне стремным временем для русской музыки. При всем, казалось бы, ее изобилии. Целый ряд тогдашних типа рок-коллективов были столь убоги, что даже мне за них стыдно, хотя я им не сват и не брат. А уж как должно быть стыдно им самим!
Это разнообразные “Мечтать”, “Биплан”, “Свинцовый туман” и другие подобные группы, которые можно описать лишь одним емким словом: позорище. То есть мало того, что однодневки, а еще и пафосные, с претензией.
И вот на фоне такого болота и безвременья в начале 1997 года выстрелила группа “Мумий Тролль”, оказавшаяся командой с историей, образованная аж в 1983 году. Она записывала магнитоальбомы, попадала в списки запрещенных групп наряду с Black Sabbath и даже выступала в Ленинграде в буйные 80-е.
Жизнь Ильи Лагутенко также была сюрреалистичной. Тут и серьезное увлечение музыкой, вылившееся в создание в подростковом возрасте группы с самобытным материалом. И ранняя женитьба с рождением сына, и служба моряком на ТОФе.
Лагутенко владел китайским и английским, жил во Владивостоке, затем где-то в Китае, потом - в Москве и Лондоне. То есть уже на тот момент биография 28-летнего парня была очень насыщенной.
И вот на деньги, вырученные продюсером Бурлаковым от продажи квартиры, в 1996 году в Лондоне с сессионными музыкантами-англичанами записывается отличный альбом “Морская”. По ТВ запускаются два клипа - “Кот кота (Вот и вся любовь)” и “Утекай”, а заодно и реклама альбома, который еще только должен был поступить в продажу.
Клип “Кот кота” был очень крутым. Из него заинтересованная общественность узнала, что есть группа со странным названием, в ней поет странный чувак. Поет, честно говоря, некий набор слов, но делает это зажигательно.
Ничего подобного, даже близко похожего на МТ, у нас не было. Говорят - это была калька с брит-попа. Но, положа руку на сердце: с точки зрения имиджа и Blur, и Pulp и The Verve по сравнению с бодрым “Мумий Троллем” выглядели вялыми рыбами. Музыка у МТ была ярче, хитовее, забойнее. Планка была задрана высоко, авансы группе, о которой поначалу не было известно ничего, были велики.
СМИ настолько хотелось быть сопричастными и что-то такое сообщить о новой модной группе, что доходило до курьезов. Прекрасно помню, как ведущий “ТВ6” Николай Табашников облажался, сообщив, что солиста этой группы зовут “Игорек”.
То есть слухами земля полнилась. Интернета не было. Никто толком ничего не знал. Из каких-то обрывочных публикаций стало известно, что группа вроде как владивостокская, но альбом почему-то записан в Лондоне, и лидер команды, которого - ах, да, зовут Илья Лагутенко - так и продолжает там проживать, высылая в Россию своим музыкантам песни, чтобы репетировали. Примерно по хиту в день…
Альбом “Морская” - и официальный и пиратский - расхватывался с прилавков и слушался на репите. Качество материала было убийственно мощным…
Время спустя магия “Морской” была разгадана. По сути это был The Best Of группы, о которой за пределами Владивостока никто ничего не знал. Но, скажу я тем, кто не в теме, башню фанатам тогда снесло основательно. Я сам, 19-летний, оказался в их числе. Хотя казалось бы.
Дальше пошли сведения о том, что “Мумий Тролль” поехал с туром по стране. Весной 1997-го группа должна была играть на “Максидроме”. Стоит ли говорить, что именно на это внятно анонсированное их выступление и ломился народ. Вряд ли кого-то сильно интересовали другие группы. Далее что-то не срослось, и выступление МТ отменили. Вообще отмененных концертов у МТ было достаточно. Вот только группа от этого становилась еще более популярной.
О концертах команды, которая демонстративно выступала живьем, ходили легенды. Появлялись отрывочные свидетельства очевидцев и такие же немногочисленные рецензии журналистов. Группу хвалили все.
Пока суть да дело, “Мумий Тролль” подогревал к себе интерес все новыми релизами. Это и отличный, но все же не такой бронебойный, как "Морская", однако подкупавший тяжёлыми гитарами альбом “Икра”, записанный уже в Москве, на “Тон Студии” Мосфильма.
И клип “Дельфины”, и анонсированный, тут же положенный на полку клип “Не Звезда”. И прекрасные сборники перезаписанных старых песен “Шамора I” и “Шамора II”. И выпуск альбома ремиксов - на самом деле того еще барахла. И выпуск сингла “С Новым годом, крошка!”. Все это подбрасывалось в топку, как дровишки, поддерживая фанатский интерес на должном уровне.
И вот я сам в декабре 1998 года наконец-то попал на концерт “Мумий Тролля” в ДК Горбунова. Выступали они два дня с разными программами. Одна была составлена из песен “Морской”, вторая - из материала с “Икры”. Оба сета заканчивались той самой новой песней про Новый год. Где-то у меня даже VHS-кассета с того концерта хранится, где в толпе я вижу себя.
Если в двух словах, то концерт меня поразил. Я стоял в партере прямо у сцены. И могу сказать, что впервые в жизни ощутил, что такое давка. Концерт еще не начался, а что-то близкое к смертоубийству в толпе фанатов уже началось. И вот под безумный рев из тысячи девичьих глоток гаснет свет. В течение первой песни - “Кот кота” - я просто борюсь за жизнь. Нечем дышать, напирающие сзади стремятся переломить мои икры пополам - пусть не специально, но легче от этого не становится... Видя происходящий адок, Лагутенко вытаскивает из толпы девушку, которой стало плохо…
Но при всем при этом пришедшие на концерт хором проорали все песни. Да, это была магия, это был рок-н-ролл. Достаточно грязно сыгранный.
Что поразило со знаком минус. МТ выступали впятером: Лагутенко, Цалер, Звиденный, Пунгин, плюс Транский на клавишах и саксофоне. Это был первый их концерт без бэк-вокалистки Олеси Ляшенко. Самолично видел кучу девушек, которые пришли на концерт, одетыми под нее - в длинных платьях и с кошачьими ушками. Ее вокала ощутимо не хватало в песне “Инопланетный гость” и других. А еще Олеся прекрасно двигалась на сцене. Ну, да ладно, разругались так разругались.
И вот теперь подробнее о том, как они играли. К сожалению, группа звучала не очень. Не в плане выстроенного звука. А с точки зрения воспроизведения тех партий, которые записаны на альбоме “Морская”.
Объяснение понятно: концертный и студийный составы группы были двумя разными вещами. Неизменным там был только Лагутенко.
То, что блестяще было сыграно в студии иностранцами, экстренно собранный концертный состав просто не вытягивал. Лажал и все время не к месту пытался импровизировать гитарист Цалер - наверное, самый перехваленный персонаж в русском роке. Как-то не сильно в кассу местами вступал и играл якобы супербарабанщик Пунгин. Группа была несыгранной и звучала непрофессионально. К великому сожалению.
Легенда, естественно, оставалась легендой. Но именно после того концерта я стал относиться к группе "Мумий Тролль" спокойнее. Записи - третий альбом "Точно ртуть алоэ", саундтрек "Похитители книг", четвертый "Меамуры" и многочисленные альбомы, последовавшие за ним - продолжали выходить и внимательно мною прослушивались. Но все это было уже не то. Магия ушла. И я стал старше, и Лагутенко исписался.
Справедливости ради сделаю комплимент нынешнему составу группы. Посмотрел на YouTube их концерт в Крокусе. Звучат отлично, играют ранние песни, как надо. Но как бы я это просто принял к сведению. Хорошо, что так. Вот только МТ я больше не слушаю. Уже 20 с лишним лет как мне это не интересно.
Все фото в статье - из открытых источников.