По мотивам недавней статьи про 115 фз наш подписчик поделился своим опытом проверки. Вы тоже можете последовать его примеру — присылайте свои истории на shestnolei@yandex.ru. Например, рассказать о своем опыте получения ипотеки, материнского капитала, налогового вычета и других полезных вещей. Или просто поведать что-нибудь интересное про экономику и финансы. Если ваша история соответствует тематике нашего канала, мы опубликуем ее.
Далее «передаем микрофон» нашему подписчику:
Начну этот отзыв с того что моя организация уже 4 года обслуживается в Тинькофф и ранее в этом банке проблем со 115-фз никогда не возникало. Думал и не возникнет, но все бывает впервые - так удивился что даже решил рассказать) и заодно поделиться мыслями на тему.
До этого поменял несколько банков, тк было ощущение что работаю не на себя, а на их фин мон. запрашивали по 115-фз документы, блокировали карты и счета на регулярной основе. И если вдруг в комментариях напишут "ну сам виноват, обнальщик, отмыванием наверное занимался" - нихера, товарищи, я работаю в белую. Просто деятельность у меня “специфическая” - занимаюсь выдачей займов и кредитов для бизнеса, а это как красная тряпка для банков.
С налоговой при этом проблем никогда не было. Но банки другое дело, контрагенты возвращают деньги с разных счетов, это привлекает внимание и вызывает вопросы (уж не знаю что они там у меня хотят найти). Так что проверок документов у меня было много и я сталкивался со всякими блокировками. Было такое что на время проверки - а это процесс небыстрый, может быть 4, 5, 7 дней - банки мне вообще полностью заблокировали все операции по счету. Вот как докажешь банку что не мошейник, тогда и будет разблокировка, а пока е*ись как хочешь… такое к сожалению тоже бывало. Друга вон вообще 2 месяца морозили. Не было ощущения что мои деньги в безопасности, хотя вообще-то в этом и суть банковских услуг, для этого они и нужны.
В Тинькофф ушел потому что часто звонили из их отдела продаж, буквально уговаривали открыть счет)) в итоге сдался, “на берегу” при открытии РКО и на этапе заключения договора принял решение проговорить с банком все условия, постарался как можно подробнее рассказать про свой бизнес всю необходимую дополнительную информацию, был готов прислать все документы что захотят лишь бы не повторять историю прошлых банков и снова не работать на финмон. Я им сразу сказал мол “задавайте уточняющие вопросы по бизнесу, все сведения предоставлю”. менеджер рассказал про вкладку репутация, где я заполнил анкету о своем бизнесе и подробно расписал его модель. периодически заходил туда и там все было ок по показателям тк у меня все по закону, налоги плачу, требования ЦБ соблюдаю, доход белый, со стороны 115-фз претензий быть не должно.
4 года обслуживания счета - рай в плане фин мона, за этот период ни разу не проверили, был готов петь банку дифирамбы. И тут прилетает запрос - ну, думаю, приехали… “поясните экономический смысл операций” и все такое
Зашел в личный кабинет и вижу, что выставленный утром платеж до сих пор не ушел, хотя уже два часа прошло и обычно деньги приходят моментально. А платеж был по возврату займа, мне его переводили со счета Альфа банка, а вернул я его с Тинькофф, где у меня и заведен р/с. Сложил два плюс два и понял что это из-за проверки, заблокировали походу. А мне критично важно было провести этот перевод сегодня… позвонил в банк, попросил провести платеж в срочном порядке, сказали что соединят со старшим специалистом.
Специалист представился комплаенс сопровождающим, сказал что нужно предоставить выписку или платежку - подтвердить что займ был взят в другом банке - ну это я и так прочитал в личном кабинете. И как только я это загружу, сопровождающий пообещал что мои документы будут смотреть в срочном порядке. Спросил еще в чем была причина запроса документов, он объяснил, как я понял им не понравилось что с нашего счета мы выводим крупную сумму денег не понятно куда. Займ же мы брали через другой банк, из-за этого и возникло подозрение по 115-фз. Вообще странно потому что за 4 года в Тинькофф банке я точно пару раз уже так делал и все было норм, но тогда суммы денег были гораздо меньше, видимо поэтому не докопались. Почему сейчас докопались до сделки не знаю, может фаза луны такая…Но в целом я так и предполагал что причина в этом, тк больше докопаться по моему счету было ну вот вообще не до чего.
Собрать документы было не проблема - они у меня всегда под рукой, привык уже все сохранять до последнего чека. Сразу после разговора отправил в личный кабинет и пошел дальше работать. Нервно не было, только интересно сдержат ли свое обещание или выкинут херню какую нибудь. В итоге через пару часов звонит тот сотрудник и говорит что проверка прошла успешно, никаких ограничений устанавливать не стали. Проверяю - перевод ушел. Рекомендовали еще есть возможность, возвращать по расчетному счету в Тинькофф только займы, полученные на счет в Тинькофф банке. Совет конечно хороший, но не всегда возможно ему следовать...
Вспоминаю другие отзывы на Тинькофф по 115 фз, также вспоминаю свой предыдущий опыт с остальными банками когда могли закрыть счет целиком со всеми операциями и деньгами и не сделать исключений, и удивляюсь как в этот раз повезло. Но повезло конечно только в этот раз - хрен его знает как будет в следующий..
Думаю тут как с сетями кафе франчайзи - можно напороться на хорошие компании с хорошим сервисом, готовые помочь клиенту, а можно на плохие. если персональный менеджер удачный то и проверка пройдет легко, но бывает и наоборот. Видимо мне повезо, но я понимаю почему в других отзывах по 115 фз читал такие жуткие истории. Во-первых других предпринимателей (особенно начинающих ИП и самозанятых) которые по специфике своего бизнеса никогда не сталкивались с эти законом такие вопросы со стороны банка могут удивить. Я тоже когда первый раз загремел охренел чутка, не ожидал что меня ,клиента между прочим , могут так жестко проверять.
Во-вторых многое от человека зависит - в любом банке есть разные команды и разные менеджеры. Например может быть команда халтурщиков с начальником халтурщиком у которого и сотрудники такие же, и у них все спустя рукава и свою зарплату они получают зря. На таких напороться себе дороже. Будут мурыжить до бесконечности - ну вы знаете как это в РФ бывает
И если от первого еще можно как то себя уберечь, то от второго спасения нет, непрофессиональные м*даки повсюду - лицензию еще не у всех отобрали. Так что стоит очень внимательно выбирать банк которым планируете пользоваться, не вестись на рекламу и при первых признаках неадеквата и пофигизма со стороны менеджеров бежать оттуда к чертям собачим. Иногда единственный способ избежать проблем - расторгнуть договор. Ведь факт в том что пока все хорошо они все хорошие, но в случае проблемы покажут свое настоящее лицо - и не важно насколько ты ценный клиент. Физлиц это кстати тоже касается, у физлиц тоже по 115-фз проверки личных счетов бывают. Такие вот дела