Найти в Дзене
Наталья Баева

Сад Эпикура

Если у входа в сад увидишь надпись "Осторожно, злая собака" - поостережёшься. А если там написано: "Путник, здесь тебе будет хорошо"? Поспешим войти, не так ли? Вот только такая надпись украшала, похоже, лишь один сад, и то. очень давно. В третьем веке до нашей эры, в Афинах. Приняв приглашение, путник с изумлением обнаруживал, что попал в... школу! Ученики здесь рассаживались вольно, созерцая красоту природы, и пытались найти ответы на вопросы, над которыми поразмыслить "никому не рано - и никому не поздно". Учитель, Эпикур, мог спросить, например: "Почему СЧАСТЬЕ не имеет настоящего времени"? А в самом деле? Спроси любого, чего ему не хватает для счастья - непременно ответит. Причём ответы будут разными. А уточни, счастлив ли сейчас - удивится: какое же это счастье, если не хватает того-другого-третьего? БУДУ счастлив, когда получу, дождусь, боги пошлют! Или же БЫЛ счастлив, когда имел. Эту удивительную "авторскую" школу открыл для всех, кто хочет и может постигать суть вещей, сам Эп

Если у входа в сад увидишь надпись "Осторожно, злая собака" - поостережёшься. А если там написано: "Путник, здесь тебе будет хорошо"?

Поспешим войти, не так ли?

Вот только такая надпись украшала, похоже, лишь один сад, и то. очень давно. В третьем веке до нашей эры, в Афинах.

Приняв приглашение, путник с изумлением обнаруживал, что попал в... школу! Ученики здесь рассаживались вольно, созерцая красоту природы, и пытались найти ответы на вопросы, над которыми поразмыслить "никому не рано - и никому не поздно". Учитель, Эпикур, мог спросить, например: "Почему СЧАСТЬЕ не имеет настоящего времени"?

А в самом деле? Спроси любого, чего ему не хватает для счастья - непременно ответит. Причём ответы будут разными. А уточни, счастлив ли сейчас - удивится: какое же это счастье, если не хватает того-другого-третьего? БУДУ счастлив, когда получу, дождусь, боги пошлют! Или же БЫЛ счастлив, когда имел.

Эту удивительную "авторскую" школу открыл для всех, кто хочет и может постигать суть вещей, сам Эпикур. Его отец был школьным учителем, и очевидно, недостатки школьного образования он обсуждал с подрастающим сыном.

-2

И уже четырнадцатилетний Эпикур, которому ещё только предстояло совершить путешествие в поисках знаний по Греции и Малой Азии, представлял себе цель своих поисков. Для чего учимся? Чтобы занять место в обществе. Для чего место? Чтобы стать счастливым. Даёт ли положение гарантии счастья? НЕТ.

Так не сократить ли эту формулу? Учимся, чтобы стать счастливыми. Даёт ли гарантии счастья развитой разум? ДА.

-3

"Физика" - свод наук о природе, увлекла молодого Эпикура настолько, что из учений предшественников он сделал интересные выводы. Мир состоит из атомов и пустоты? Да, в этом Демокрит прав. Но почему он считает, что у каждого атома строго определенный путь? Нет, их движение может быть и хаотичным - это и порождает цепь случайностей, отклонений, непредвиденностей... и в конечном счёте, СВОБОДУ ВОЛИ. Человек не запрограммирован, он свободен!

-4

А воля богов?

Быть может, вся наша вселенная так же мала в сравнении с мирозданием, как невидимо малы атомы в сравнении с нами. Количество миров бесконечно, одни сходны с нашим, другие - нет, а боги могущественнее нас - и только. Живут в межпланетном пространстве. Странно думать, что им дела до нас больше, чем нам до муравьёв.

Как ни интересна физика, но для жизни важна прежде всего ЭТИКА. Искусство жить среди людей, в мире и гармонии.

Свою жизнь мы можем и должны устраивать сами. И лучший совет, который учитель может дать ученику: "ЖИВИ НЕЗАМЕТНО". Без врагов, без завистников, без тщеславия. Сохраняя независимость.

-5

А желания? Желания, от которых не отделаться? Все эти мелочи (и не мелочи тоже), которых нам так не хватает для СЧАСТЬЯ?

Что ж, давайте, поразмыслим. Без чего мы действительно не можем обойтись?

- Еда... Жилище... Безопасность... Семья... Дети...

- Всё, что сохраняет жизнь? Назовём эти желания ЕСТЕСТВЕННЫМИ. И НЕОБХОДИМЫМИ. А без чего выжить можно, но жизнь поблекнет? Станет просто неинтересной?

- Политика? Науки? Путешествия? Искусство? Музыка? Да всё, что отличает нас от счастливого зверя!

-6

- Да. И эти потребности тоже естественны, они - украшение жизни, но не сама жизнь. Будем их считать ЕСТЕСТВЕННЫМИ, НО НЕ НЕОБХОДИМЫМИ.

А вот можно ли придумать потребности неестественные, ненужные? Казалось бы - нельзя? Раз "потребность" - значит, это для чего-то потребно? Но если вдуматься...

- Вино? Или жадность - стремление накопить больше, чем сможешь потратить?

- Или желание, чтобы тебя знало больше людей, чем ты способен запомнить в лицо и по имени. Тщеславие.

А может ли быть счастлив тот, кому изменило здоровье? Только если он достиг цели, для которой не жалко жизни. И даже такой счастливец считает, что пока был здоров - не замечал настоящего СЧАСТЬЯ! Считал это нормальным, само собой разумеющимся...

-7

Вот и поймали "неуловимое" понятие: счастье - это здоровье и спокойствие. Отсутствие страдания.

Но ведь совсем не редко в своих страданиях человек виноват сам?!

А дурак не может быть счастливым. Это аксиома.

Ведь необходимо видеть в жизни причинно-следственные связи, предвидеть результат собственных поступков. Или бездействия. Хотя бы на шаг вперёд. И вовремя отказаться от наслаждения, которое повлечет за собой страдание. И быть готовым к страданию, если результатом может стать наслаждение.

- А смерть? Разве это не величайшее несчастье, которого не избежать?

- Думать надо о жизни, - улыбнулся Учитель, - а о смерти думать незачем. Пока я жив - смерти нет, а когда придёт... так меня-то уже не будет!

-8