История пищевых предпочтений.
Некоторые эксперты полагают, что современным людям следует придерживаться рациона каменного века. Многие будут удивлены, узнав, что именно в него входило.
Текст: Энн Гиббонс Фотографии: Мэттью Пэйли
Источник: National Geographic Россия
В Боливийской Амазонии время ужина, и Ана Куата Маито, помешивая кашу из бананов и сладкого маниока, прислушивается, не раздастся ли голос мужа, возвращающегося со своей тощей собакой из леса. Каша варится на огне, разведенном прямо на земляном полу ее крытой соломой хижины. На руках у Аны – грудная дочка, семилетний сын дергает ее за рукав, и выглядит она обессиленной.
Отгоняя москитов, женщина, обращается ко мне по-испански через переводчика и говорит, что надеется на мужа Деонисио Нате, который принесет домой мяса: «Детям грустно, когда мяса нет». В этот январский день Нате с ружьем и мачете еще до зари вышел из дома, чтобы пораньше добраться до девственной сельвы – путь туда занимает два часа.
Там он тихо всматривался в кроны деревьев, надеясь обнаружить обезьян капуцинов или енотов носух, а его собака вынюхивала свинок пекари и огромных грызунов – красновато-коричневых капибар. Если повезет, Нате выследит одного из самых больших зверей сельвы – длинноносого тапира, разыскивающего молодые побеги во влажных зарослях папоротника.
Представления о питании аборигенных народов могут помочь нам, другим обитателям планеты, определиться с тем, что нам следует есть.
Однако тем вечером Нате возвращается без добычи. Этот энергичный 39-летний мужчина не производит впечатления человека, который готов легко сдаться, опустить руки – если он не охотится или не чинит крышу пальмовыми листьями, значит, выдалбливает каноэ из бревна. Но сегодня, присев наконец, чтобы съесть свою порцию каши, Деонисио жалуется, как сложно добыть достаточно мяса для большой семьи: двух жен (обычное в его племени явление) и двенадцати детей.
Лесозаготовщики распугали животных, а ловить рыбу он не может, потому что буря унесла каноэ. Те же жалобы я слышу и в других семьях, чьи хижины посещаю в Аначере – деревне, где живет около 90 человек из индейского племени чимане. Сейчас сезон дождей – самое трудное время для охоты и рыбалки.
Более 15 тысяч чимане проживает в сотне деревень, расположенных вдоль двух рек в Амазонии, вблизи главного местного торгового города Сан-Борха, который находится в 360 километрах от столицы Ла-Паса. Однако от Аначере до Сан-Борхи – два дня пути на оснащенном мотором долбленом каноэ, так что чимане по-прежнему добывают большую часть пищи в лесу и реках или выращивают у себя на огородах – чако.
Больше в моём Телеграм канале: https://t.me/polyaagrom