Найти тему

Возмущающая душу неразвитость нашего крестьянина в религиозном отношении

«Петербургская газета», № 40 за 1868 год

Неразвитость нашего простонародья в религиозном отношении всем уже известна. Но мы никогда не могли представить, чтобы наш простой народ не в состоянии был различить одной и той же религии, чтобы он мог назвать христианина - нехристью, лютеранина и протестанта - басурманом. Это значило бы допустить, что народ наш не понимает азов религии… К сожалению, факты говорят противное.

Народ наш считает греховным делом молиться даже за своих благодетелей, если только эти благодетели не православные христиане. Кто виноват в этом? Разумеется не церковь православная: она молится ежедневно об обращении на путь истины заблудших, о соединении церквей…

Виноваты пастыри нашей церкви, не разъясняющие народу даже того, что католик и лютеранин протестант - христиане; что разница между ними и православными заключается лишь в некоторых догматах веры и в обрядах… Да простят нам читатели некоторую резкость суждения - она вызвана нижеследующим фактом, возмущающим душу каждого понимающего, хотя нЕсколько, Православие.

«Идёт баба с мешочком муки (пишет архангельский корреспондент «Кронштадтского Вестника») и подле нея мужик.
- Откуда идёшь, Петровна?
- Да от Ренни, Иванушка-куманёк, мучки, вишь, бедной дал, без мала 30 фунтов
- Доброе дело - возразил мужик - Вот за кого нужно благодарить Бога-то! - проговорил он, как бы про себя.
- И что ты, Иванушка! Побойся Господа Бога, эко слово сказал: благодарить… Ведь они антихристы, бусурмане, неужто мне ещё за него молиться?
- Да хоша бы и басурмане, перебил мужик, всё же ведь он добро творит. - Он хлебом нас кормит, даром что нехристь.
- Что ты, что ты Иванушка-голубчик - сказала с каким-то комическим испугом баба - За нехристя-то молиться! Ведь знаю я, какую он муку-то раздаёт… Ему, вишь, англичанка присылает…