Начиная с марта интересующиеся судьбой гражданской авиации в России активно обсуждают в негативном ключе изменение некоторых характеристик самолёта МС-21-310. Постепенно к теме подключилась секта "противников МС-21", а далее подтянулись граждане, склонные к эмоциональным выводам типа "всё пропало". В конце концов это переросло в очередную информационную атаку на МС-21.
Попробуем разобраться с этим вопросом спокойно, на основе официальных документов. Тем самым постараемся очистить тему от шелухи ложных выводов различных "интертрепаторов".
С чего началось?
Информационная волна поднялась после обновления страницы МС-21 на сайте "Иркута". При обновлении технические характеристики МС-21-300 (модель более не актуальна из-за санкций) были заменены на характеристики МС-21-310.
При этом была уменьшена дальность полёта при максимальной загрузке с 6000 до 5100 км. Заметим, что фактическая дальность 5100 км многократно подтверждена 6-часовыми полётами МС-21-310 с двигателями ПД-14 из Жуковского до Омска и обратно без посадки. В процессе дальнейших испытаний МС-21-310 эта цифра с высокой долей вероятности может быть увеличена.
Но главное к чему прицепились противники и критики МС-21, это увеличение максимальной взлётной массы самолёта с 79,25 до 85 тонн. С этим изменением мы и будем разбираться в этой статье.
МС-21-310 тяжелее МС-21-300?
На сегодняшний день однозначно нет. На форумах и в блогах гуляют ложные утверждения, что увеличение массы связано с заменой импортного двигателя и материалов для композитного крыла на российские аналоги. Взглянем на каждый из факторов подробнее.
Замена композитов для крыла
Найти хоть какие-то официальные цифры в части замены композитов для МС-21 не удалось. Есть только косвенное подтверждение с сайта Ростеха, что ничего кардинально не изменилось с характеристиками материалов после их замены.
Сегодня при создании крыла МС-21 используются материалы исключительно российского производства, и для инфузионной технологии, и для автоклавной. Как рассказывают в «АэроКомпозите», по своим характеристикам они ничем не уступают зарубежным аналогам.
Замена двигателя
Смена американского двигателя PW1400G-JM на российский ПД-14 также принципиально не могла повлиять на увеличение массы самолёта. Для наглядности сравним сухую массу двигателей. Все цифры взяты из карты данных сертификата типа двигателя.
PW1431G-JM (США): 2858 кг (длина - 3,4 м, ширина -2,22 м)
ПД-14 (Россия): 2950 кг (длина - 4,66 м, ширина -2,52 м)
При больших габаритных размерах нашего ПД-14 разница в массе составляет всего 92 кг.
Кстати, на фоне еженедельно появляющихся новостей о проблемах с обслуживанием двигателей Пратт-Уитни серии PW1000G и остановке десятков самолётов А320нео, А-220 и Е-195-Е2, отказ от американских двигателей для МС-21 выглядит счастливым "чудесным сценарием".
Самолёт в целом
В заключение этой части статьи заглянем в карту данных сертификата типа самолёта МС-21. И что же мы видим в графе "максимальная взлётная масса"?
МС-21-300: 79,25 т (страница 4)
МС-21-310: 79,25 т (страница 8)
Таким образом, ни замена композитов для крыла, ни смена двигателя на российские, принципиально не повлияли на изменение взлётной массы самолёта.
Что же изменилось?
Для ответа на этот вопрос послушаем главного конструктора МС-21 Виталия Нарышкина.
Взлётная масса на сегодняшний момент для самолёта определена 85 тонн, максимальная. Это обусловлено рядом параметров. Первое, теми дальностями, на которые мы хотим летать. И тем набором опций и дополнительного оборудования, которое захотели видеть в этом самолёте авиакомпании. То есть у них оказались в этом плане очень хорошие аппетиты. И мы вынуждены были поднять взлётный вес самолёта. Это для нас не критично, это всё решаемо.
Услышать комментарий конструктора можно на следующем видео (10-я минута). 53-минутный фильм стоит посмотреть всем, кто хочет получить информацию о самолёте МС-21 из первых уст. В фильме очень много интересных фактов об МС-21 и двигателе ПД-14. К примеру, вы сможете узнать, что двигатель ПД-14 отработал в экстремальных испытательных условиях 2 года без замены, в то время как американские двигатели пришлось менять несколько раз.
И в завершение статьи приведём для сравнения геометрические размеры и взлётную массу всех производимых в настоящее время самолётов аналогичного класса и вместимости. Данные взяты из первоисточников - сертификатов типа. При этом обнаружилось, что с сайта Росавиации исчезли все сертификаты Боинга. То есть, боинги в нашем небе теперь вне закона? Об этом стоит задуматься тем российским авиакомпаниям, которые за год так и не поняли, что будущее у них будет связано только с российскими самолётами.
Максимальная взлётная масса (MTOW)
C-919 (Китай): 78,9 т (длина - 38,9 м, ширина - 3,96 м)
А-320нео (Европа): 79 т (длина - 37,57 м, ширина - 3.95 м)
Б-737 MAX 8 (США): 82,6 т (длина - 39,52 м, ширина - 3.76 м)
МС-21-310 РУС (Россия): 85 т (длина - 42,25 м, ширина - 4,06 м)
Б-737 MAX 9 (США): 88,3 т (длина - 42,16 м, ширина - 3.76 м)
А-321нео (Европа): 93,5 т (длина - 44,51 м, ширина - 3.95 м)
Ту-214 (Россия): 110,75 т (длина - 46,14 м, ширина - 3,8 м)
Наглядно видно, что МС-21-310 даже с увеличенной взлётной массой выглядит никак не хуже, а с учётом ширины салона даже лучше своих конкурентов.
Для отслеживания новостей по развитию проекта МС-21 подписывайтесь на наш Телеграм-канал ЛЕТАЕМ ВМЕСТЕ.