Найти в Дзене
ЛЕТАЕМ ВМЕСТЕ

Много шума из ничего. Разбираемся с увеличением взлётной массы самолёта МС-21

Оглавление

Начиная с марта интересующиеся судьбой гражданской авиации в России активно обсуждают в негативном ключе изменение некоторых характеристик самолёта МС-21-310. Постепенно к теме подключилась секта "противников МС-21", а далее подтянулись граждане, склонные к эмоциональным выводам типа "всё пропало". В конце концов это переросло в очередную информационную атаку на МС-21.

Попробуем разобраться с этим вопросом спокойно, на основе официальных документов. Тем самым постараемся очистить тему от шелухи ложных выводов различных "интертрепаторов".

МС-21 в новой корпоративной ливрее ОАК
МС-21 в новой корпоративной ливрее ОАК

С чего началось?

Информационная волна поднялась после обновления страницы МС-21 на сайте "Иркута". При обновлении технические характеристики МС-21-300 (модель более не актуальна из-за санкций) были заменены на характеристики МС-21-310.

При этом была уменьшена дальность полёта при максимальной загрузке с 6000 до 5100 км. Заметим, что фактическая дальность 5100 км многократно подтверждена 6-часовыми полётами МС-21-310 с двигателями ПД-14 из Жуковского до Омска и обратно без посадки. В процессе дальнейших испытаний МС-21-310 эта цифра с высокой долей вероятности может быть увеличена.

Но главное к чему прицепились противники и критики МС-21, это увеличение максимальной взлётной массы самолёта с 79,25 до 85 тонн. С этим изменением мы и будем разбираться в этой статье.

МС-21-310 тяжелее МС-21-300?

На сегодняшний день однозначно нет. На форумах и в блогах гуляют ложные утверждения, что увеличение массы связано с заменой импортного двигателя и материалов для композитного крыла на российские аналоги. Взглянем на каждый из факторов подробнее.

Замена композитов для крыла

Найти хоть какие-то официальные цифры в части замены композитов для МС-21 не удалось. Есть только косвенное подтверждение с сайта Ростеха, что ничего кардинально не изменилось с характеристиками материалов после их замены.

Сегодня при создании крыла МС-21 используются материалы исключительно российского производства, и для инфузионной технологии, и для автоклавной. Как рассказывают в «АэроКомпозите», по своим характеристикам они ничем не уступают зарубежным аналогам.

Замена двигателя

Смена американского двигателя PW1400G-JM на российский ПД-14 также принципиально не могла повлиять на увеличение массы самолёта. Для наглядности сравним сухую массу двигателей. Все цифры взяты из карты данных сертификата типа двигателя.

PW1431G-JM (США): 2858 кг (длина - 3,4 м, ширина -2,22 м)

ПД-14 (Россия): 2950 кг (длина - 4,66 м, ширина -2,52 м)

При больших габаритных размерах нашего ПД-14 разница в массе составляет всего 92 кг.

Кстати, на фоне еженедельно появляющихся новостей о проблемах с обслуживанием двигателей Пратт-Уитни серии PW1000G и остановке десятков самолётов А320нео, А-220 и Е-195-Е2, отказ от американских двигателей для МС-21 выглядит счастливым "чудесным сценарием".

Самолёт в целом

В заключение этой части статьи заглянем в карту данных сертификата типа самолёта МС-21. И что же мы видим в графе "максимальная взлётная масса"?

МС-21-300: 79,25 т (страница 4)

МС-21-310: 79,25 т (страница 8)

Таким образом, ни замена композитов для крыла, ни смена двигателя на российские, принципиально не повлияли на изменение взлётной массы самолёта.

По итогам сертификации вес МС-21-310 не отличается от МС-21-300
По итогам сертификации вес МС-21-310 не отличается от МС-21-300

Что же изменилось?

Для ответа на этот вопрос послушаем главного конструктора МС-21 Виталия Нарышкина.

Взлётная масса на сегодняшний момент для самолёта определена 85 тонн, максимальная. Это обусловлено рядом параметров. Первое, теми дальностями, на которые мы хотим летать. И тем набором опций и дополнительного оборудования, которое захотели видеть в этом самолёте авиакомпании. То есть у них оказались в этом плане очень хорошие аппетиты. И мы вынуждены были поднять взлётный вес самолёта. Это для нас не критично, это всё решаемо.

Услышать комментарий конструктора можно на следующем видео (10-я минута). 53-минутный фильм стоит посмотреть всем, кто хочет получить информацию о самолёте МС-21 из первых уст. В фильме очень много интересных фактов об МС-21 и двигателе ПД-14. К примеру, вы сможете узнать, что двигатель ПД-14 отработал в экстремальных испытательных условиях 2 года без замены, в то время как американские двигатели пришлось менять несколько раз.

И в завершение статьи приведём для сравнения геометрические размеры и взлётную массу всех производимых в настоящее время самолётов аналогичного класса и вместимости. Данные взяты из первоисточников - сертификатов типа. При этом обнаружилось, что с сайта Росавиации исчезли все сертификаты Боинга. То есть, боинги в нашем небе теперь вне закона? Об этом стоит задуматься тем российским авиакомпаниям, которые за год так и не поняли, что будущее у них будет связано только с российскими самолётами.

МС-21-310 должен стать основой гражданской авиации России уже к 2030 году
МС-21-310 должен стать основой гражданской авиации России уже к 2030 году

Максимальная взлётная масса (MTOW)

C-919 (Китай): 78,9 т (длина - 38,9 м, ширина - 3,96 м)

А-320нео (Европа): 79 т (длина - 37,57 м, ширина - 3.95 м)

Б-737 MAX 8 (США): 82,6 т (длина - 39,52 м, ширина - 3.76 м)

МС-21-310 РУС (Россия): 85 т (длина - 42,25 м, ширина - 4,06 м)

Б-737 MAX 9 (США): 88,3 т (длина - 42,16 м, ширина - 3.76 м)

А-321нео (Европа): 93,5 т (длина - 44,51 м, ширина - 3.95 м)

Ту-214 (Россия): 110,75 т (длина - 46,14 м, ширина - 3,8 м)

Ширина салона МС-21 является основным конкурентным преимуществом с точки зрения пассажира
Ширина салона МС-21 является основным конкурентным преимуществом с точки зрения пассажира

Наглядно видно, что МС-21-310 даже с увеличенной взлётной массой выглядит никак не хуже, а с учётом ширины салона даже лучше своих конкурентов.

Для отслеживания новостей по развитию проекта МС-21 подписывайтесь на наш Телеграм-канал ЛЕТАЕМ ВМЕСТЕ.