Если мы с вами отправимся на прогулку по внутренней автомобильной стоянке ТЦ «Галактика» (бывший льнозавод), то за забором сможем увидеть обшарпанное складское здание из красного кирпича. Сложно в это поверить, но на рубеже XIX и XX веков в нём располагалось одно из самых успешных, технологически развитых и крупных промышленных предприятий дореволюционного Смоленска.
Русско-английская династия предпринимателей
В конце XIX века английскую фамилию Гергарди знал чуть ли не каждый смолянин, а всё потому, что в начале 1890-х годов в бывшей Ямской слободе на берегу Днепра промышленником Василием Васильевичем Гергарди была выкуплена земля, на которой в 1894 году построили катушечную фабрику. Предприятие быстро развивалось и стало одним из передовых в Смоленске. Казалось бы, почему на достаточно специфический товар был большой спрос, и бизнес шёл столь успешно? На эти вопросы можно ответить, изучив историю рода Гергарди.
Семья Гергарди переехала из Англии в Россию в 1861 году. В 1880 году Генри Смалл и Вильям Гергарди (подданные Великобритании) основали в Санкт-Петербурге на набережной Большой Невки свою бумагопрядильную фабрику. В 1889 году дороги Вильяма Гергарди (именовавшим себя в России Василием) и Генри Смалла разошлись, и мануфактура полностью перешла под управление семьи Гергарди.
У Вильяма (Василия) было два сына – Чарльз (он же Карл) и Вильям (он же Василий). Впоследствии сыновья тоже занялись семейным бизнесом: Карл Васильевич развил петербургскую фабрику до масштабов крупной мануфактуры, а Василий Васильевич отправился в Смоленск, где открыл предприятие, ставшее поставщиком катушек для столичного производства, изготавливавшего в том числе и хлопковые нити.
Да будет свет!
Имея отличный стартовый капитал, столичные связи и налаженный рынок сбыта, смоленская фабрика Василия Васильевича Гергарди начала стремительно развиваться: на ней трудилось не менее 200 человек. Катушки поставлялись не только для питерской мануфактуры Гергарди, но и другим клиентам, использовавшим их для проводов и шнуров.
Предприятие было настолько прогрессивным, что уже в 1895 году здесь появилась электрическая станция и первое в городе электрическое освещение. Это произошло за 6 лет до того момента, как общество «Унион» построило первую в Смоленске централизованную электростанцию. Василий Гергарди стал и первым владельцем автомобиля в Смоленске. Однако «прочность выписанной из заграницы машины оказалась в вопиющем противоречии со смоленскими выбитыми мостовыми», и уже в 1905 году автомобиль был продан.
Революционные настроения, фанерный завод, склады…
Гергарди оказался первым в губернии не только по электричеству и автомобилям: именно на его фабрике уже в 1895 году московским студентом Иваном Теодоровичем был организован марксистский кружок. Ему удалось быстро увлечь работников новомодными идеями, и революционные настроения на фабрике бурлили вплоть до 1917 года. В 1905 году при взрыве одного из котлов погибло четверо рабочих, их похороны превратились в крупную стачку и манифестацию, местная полиция так и не смогла разогнать революционеров.
Деятельность марксистских кружков оказалась предвестником больших перемен и потрясений. В 1917 году вся семья Гергарди покинула Россию, предприятия были национализированы. В 1929 году катушечная фабрика была перепрофилирована в фанерный завод имени Профинтерна, который значительно пострадал во время Великой Отечественной войны. После освобождения производство здесь не восстанавливали, а превратили помещения в склады, которые и сохранились до наших дней на уже почти всеми забытой тупиковой улице Старо-Московской.
Кирилл Солок