До сих пор многие смоляне называют индустриально-складскую территорию в районе улицы Свердлова «ямой». Может показаться, что этот топоним произошёл от того, что в 30-х годах прошлого столетия здесь располагался карьер, а оставшаяся от него местность действительно походит на большую яму. На самом деле история этого названия намного сложнее и уходит своими корнями ко временам Ивана III.
Дело в том, что во второй половине XV века на Руси начинает складываться общегосударственная система связи – «ямская гоньба», при этом слово «ям», появившееся во время татаро-монгольского ига, обозначало повинность, выражавшуюся в предоставлении лошадей и подвод. По всем большим дорогам страны создавались «ямы» для размещения дворов, конюшен и иной инфраструктуры для ямщиков – местных добровольцев, перешедших на государеву службу «ямской гоньбы». Так в Смоленске появилась Ямская слобода или Ямщина, в простонародье Ям или Яма.
На Смоленщине ямская гоньба окончательно сформировалась к XVII веку, смоленская Ямщина находилась между Ильинским ручьём на западе и Крупошевским на востоке, на север слобода тянулась вплоть до современной улицы генерала Лукина. Место было выбрано неслучайно, ведь оно фактически находилось на главной столичной магистрали – Старой Смоленской дороге. На этих обширных территориях располагались конюшни, кузницы, помещения для ночлега, трактиры, ремонтные мастерские и жилые дома ямщиков. Жизнь в слободе кипела, но во второй половине XIX всё резко поменялось. И причиной этому стало создание железной дороги. Ямская слобода с 1870 года стала не нужна.
С появлением «железных коней» ямщики становились обычными крестьянами и покидали своё историческое место обитания. Ирония судьбы заключалась и в том, что в Смоленске железная дорога прошла как раз по землям Ямщины, а к концу XIX века здесь и вовсе была построена товарная станция Рязанско-Уральской железной дороги, сделав Ямщину одним из промышленных центров Заднепровья.