Найти в Дзене
В море книг

Разгром непобедимых

Я помню, какой ажиотаж был в частях флота, когда Военторг начал распределять книгу Г.К. Жукова «Воспоминания и размышления». Естественно, на всех офицеров штаба Балтийской базы не хватило. Начали писать жалобы командованию. Эту книгу хотели иметь все. Гражданские люди занимали очередь в книжные магазины с вечера. На моей памяти за две книги люди готовы было стоять ночь: за книгой Г.К. Жукова и за книгой «Штурм Кёнигсберга» (здесь я писал о ней).

В ту пору было принято собираться у кого-нибудь дома большими шумными компаниями. Обсуждали последние новости гарнизона, вспоминали эпизоды службы, пели хором песни. Сейчас это кажется диковатым, но тогда за общим праздничным столом пели песни с великим удовольствием. Я помню, как у нас дома большая компания папиных сослуживцев обсуждали книгу Жукова, обсуждение было яростным. Почти все, кроме замполитов, высказали своё бурное разочарование. По мере выпитого пошли воспоминания старших офицеров о войне. Всё закончилось исполнением песен военных лет.
Очередь за книгой. Такого больше не будет никогда.
Очередь за книгой. Такого больше не будет никогда.

Будучи старшеклассником, я несколько раз просил папу дать почитать Жукова, но всякий раз отец говорил, что мне эта книга будет не интересна. Как-то перебирая папину библиотеку, наткнулся на «Воспоминания и размышления» Г.К. Жукова. Начал читать. Более заунывного и бессвязного текста я не встречал. Как будто писал недалёкий замполит, заштатного батальона. Тут я вспомнил, что текст книги безжалостно искромсали цензоры Главного политуправления армии и флота. Полная книга воспоминаний и размышлений вышла уже в постсоветское время. Достав полную версию книги 2002 года издательства, принялся вновь перечитывать. Послушайте, это был абсолютно другой автор, другой Г.К. Жуков.

Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков
Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков

Книга оказалась безумно интересной. Интересна, прежде всего, тем, что она даёт предельно ясное, системное представление о той, самой страшной войне. Жуков без ретуши вскрывает причины неудач, в том числе военно-политического характера, анализирует успехи германских войск. Нельзя рассматривать действия того или иного фронта, а уж тем более, армии, без видения картины на всём театре военных действий. Жуков открыто признает свои ошибки в планировании и осуществлении стратегических операций. Так, например, попытка взять сходу Ржевский выступ привела к большим, неоправданным потерям. Все хотели развить наступление под Москвой, не считаясь с усталостью войск, с их большими потерями. Идея перейти к активной обороне не встретила понимания у Сталина, другие члены Государственного комитета обороны отмолчались. С другой стороны, наши попытки атаковать, сковали значительные силы немцев, не позволив им перебросить войска на Сталинградское направление.

Государственный Комитет Обороны
Государственный Комитет Обороны

Гений Жукова заключался в том, что Георгий Константинович мгновенно улавливал слабые места немецких войск. Яркий пример тому – оборона Ленинграда. По всем законам военного искусства, у защитников Ленинграда шансов отстоять город абсолютно не было. Жуков увидел слабые места наступающих немецких войск. Путём активной обороны началось изматывание немецких войск, в результате, немцы еще могли отразить атаки советских войск, но для наступления на Ленинград у немецких войск сил и средств уже не хватало. Жуков быстро понял, что немцы работают по шаблонам. Любой выход за рамки этого шаблона убивает в немецких военачальниках всякую инициативу и сковывает немецкие войска.

Оборона Ленинграда
Оборона Ленинграда

Я настоятельно рекомендую всем прочесть эту книгу даже не с точки зрения системного анализа событий 1941 – 45 годов. Книга хороша тем, что показывает работу профессионала высочайшего уровня. Это и есть образец абсолютного профессионализма, к которому надо стремиться. Одно дело видеть поле боя, другое дело чувствовать его, чувствовать настроение и поведение противника и своих войск. Чувствовать события и ситуацию, которые наступят после того или иного сражения. Что называется, нюхать ситуацию. Это, как у лётчиков. Один прекрасно водит самолёт, согласно инструкции. Другой нутром чувствует небо, чувствует самолёт и его системы, вот это и есть высший уровень профессионализма.

Однако, вернёмся к книге. Стройное и ясное, а главное системное изложение материала, убедительные выводы в том, что и почему произошло именно так.

Экономика молодого Советского государств была в упадке, у нас не было оборонных заводов. Поэтому основной ударной силой вплоть до 1935 года была конница. Жуков смело обвиняет товарища Сталина в подозрительности, которая вылилась в репрессии командного состава. Более опытные командиры были безвинно, как писал Жуков, репрессированы. На их место назначались офицеры с гораздо меньшим опытом и от этого уровень боевой подготовки в армии и на флоте резко снизился.

Василий Блюхер, Иероним Уборевич, Михаил Тухачевский Расстреляны, как враги народа.
Василий Блюхер, Иероним Уборевич, Михаил Тухачевский Расстреляны, как враги народа.

От бесконечных репрессий в вооруженных силах царила атмосфера страха и недоверия. Боясь быть записанным во «враги народа», командиры опасались проявлять инициативу, лишний раз проводить мероприятия по боевой подготовке. Была сведена на нет аналитическая работа по разработке и внедрению новых приёмов ведения войны. Боялись рассматривать строительство вооруженных сил Германии, дабы не быть обвиненными в восхвалении противника. В итоге германские силы отрабатывали удары танковыми клиньями, мы отрабатывали выход кавалерии в атаку по фронту. Были упущены из виду связь подразделений между собой и между Генеральным штабом. В итоге связь была проводная. Линии связи были разрушены незадолго до вторжения гитлеровских войск. Все эти мысли были вырезаны цензорами.

Сталин, как пишет Г.К. Жуков, уверовал в свою мудрость и провидение. Он до конца свято верил в Договор о ненападении между Германии и СССР. Он не разрешал вести приграничную и авиаразведку. В первые часы, не разрешая отвечать на фашистское нападение, послал В.Молотова к германскому послу за разъяснением. Через два часа Молотов передал, что Германия нам объявила войну, и только тогда Сталин потребовал дать отпор фашистам.

Германские войска переходят границу СССР
Германские войска переходят границу СССР
В дом пришла война
В дом пришла война

Жуков пишет, что Сталин всегда интересовался мнением других, и его можно было переубедить. И тут же пишет, что Сталин неправильно определил направление главного удара немецко-фашистских войск. Получается, Жуков со своим Генеральным штабом так же не смог определить направление главного удара? Кто, как не Генеральный штаб определяет направления ударов противника?! Выходит, что этот вопрос был провален? Жуков пишет об эффективной работе представителей ставки в штабах фронтов. Другие же военачальники, в частности, К.К. Рокоссовский, высказывали мнение, что представители ставки только мешали управлению войсками, «путались под ногами», сковывали инициативу, их место в Генеральном штабе. «Матерным» фронтом называли фронт, которым руководил Жуков. Жуков категорически не понимал флот и его предназначение. Он это и сам признает в своей книге.

Освобождённая Варшава приветствует Советскую армию
Освобождённая Варшава приветствует Советскую армию
Особый цинизм веет от нынешних руководителей Польши. С какой болью вспоминает автор о том, какими неимоверными усилиями далось освобождение Польши, как отстаивал Советский Союз репарации в пользу польского государства. Как на Потсдамской конференции американцы и, особенно, англичане старались обмануть Советский Союз, не выполнять взятые на себя обязательства. Ничего не меняется в их политике.
Г.К. Жуков на ступенях поверженного рейхстага. Берлин. Май 1945 года.
Г.К. Жуков на ступенях поверженного рейхстага. Берлин. Май 1945 года.

Являются ли мемуары Жукова субъективные. Отчасти, да. Но Георгий Константинович даёт довольно объективную картину великого сражения за Советскую Родину. Он не устаёт восхищаться это советским народом и Коммунистической партией Советского Союза. Да, он был истинный патриот своей Родины. Он справедливо считал, что только социалистическое общество способно открыть дорогу скорняжных дел подмастерью-мальчику и привести его к погонам маршала Советского Союза.

Прочтите полную версию книги Г.К. Жукова «Воспоминания и размышления», не пожалеете!

-11

Вам понравилась статья? Поставьте, пожалуйста 👍 и подписывайтесь на мой канал