Найти в Дзене

А нужно ли знать правду про Петергофский и Стрельнинский десанты

Есть темы, к которым постоянно хочется вернуться. Тем более, что поводов много.

В том, что касается Петергофского и Стрельнинских десантов, лично у меня поводов ещё больше, поскольку регулярно хожу по тем местам, где всё происходило. Буквально два дня назад проходил мимо уцелевшего дома, в которым несколько наших бойцов приняли последний свой бой, и, конечно, не вспомнить нельзя.

Тем более, что события те до сих пор малоизвестны. Точнее, рассказов о них много. Но во всех упор один. На то, как героически наша морская пехота пошла в бой и сражалась, не щадя собственной жизни за Ленинград. Про героизм и тех, кто пошёл в десант, и танкистов с пехотинцами, который шли на прорыв по берегу, никто не спорит. Даже те, кто отказались выходить на берег и идти на верную смерть, или те, кто высадился, но потом вернулся к своим по болотам у берега, заслуживают нашего уважения.

Но ведь надо же знать и другие, сугубо военные вопросы.

О том, что вся операция, именуемая Петергофско-Стрельнинской, может быть образцом безобразной подготовки и не менее бездарного проведения. Мало того, не исключено, что в ней можно найти даже элементы преступления. Ибо, как назвать то, что людей посылали на верную смерть без какой-либо военной необходимости. Напомню, что планировалось нанесение удара со стороны Урицка и со стороны Ораниенбаума по берегу, а также одновременная высадка морских десантов в трёх местах при огневой поддержке корабельной артиллерии и авиации Балтийского флота.

Однако, все события происходили в разное время и не были согласованы между собой.

Десанты проводились в разные дни, причём последние высадки в Стрельне проходили тогда, когда операция уже завершилась и было ясно, что задачи не выполнены и выполнить их не получится. Пехота пошла от Урицка без танков, а когда прибыли танки и пошли в бой уже без пехоты, то опять же, операция уже фактически завершилась.

После первого десанта, немцы на берегу уже готовились встречать остальные и встречали их огнём при подходе к берегу. Уцелели лишь те бойцы и командиры, которые в этой обстановке отказались высаживаться.

Сами десанты формировались либо из разных тыловых частей Балтфлота, которые меньше всего для такой задачи годились, либо из только что сформированных подразделений дивизии НКВД, где многие и стрелять ещё не научились.

Согласованность действий была такая, что пилоты не знали, где находятся наши войска и летели наносить удары подальше, чтобы своих не задеть. Артиллерия тоже не имела никакой информации и вела огонь по принципу, лишь бы в своих не попасть.

Словом, никто ничего не знал, кроме того, что десанты уходили на берег и там какое-то время шёл бой.

Да, все те кто сражался были Героями. И слава богу, что они тогда не знали, что шли на верную смерть из-за чьей-то (по-другому не скажешь) глупости.

По чьей вине провалилась Петергофско-Стрельнинская операция, на бумаге выглядевшая просто верхом оперативного искусства, понятно, фамилии и должности понятны, хотя называть столь известных людей многие просто не решаются.

Собственно, на вопрос в заголовке, хорошо ответили авторы книги «Воспоминания и размышления». Поскольку по этой книге, после её появления и до сих пор многие учат историю Великой Отечественной войны и её в какой-то мере можно считать отражением официальных взглядов позднего советского периода, то и позицию по Петергофско-Стрельнинской операции стоит поискать именно там.

А там что у нас написано? Несколько предложений о том, что Жукову рассказали (как о неком незначительном событии, к которому он прямого отношения не имел) про высадку морского десанта. Где десантники так увлеклись, что их окружили и они погибли. Чуть ли не сами виноваты. А уж о тех приказах лично Жукова, которые фактически погубили десант, разумеется ни слова.

Что тут можно сделать? Лишь пытаться рассказать о том, как было на самом деле…

У меня была целая серия статей, которые я очень рекомендую вам прочитать:

Самый забытый десант

Петергофский десант

Стрельнинские десанты

Подвиг танковой бригады

Читая маршала Жукова