В тетрадях школьников (помимо ошибок) приходится видеть разные странные вещи. Что за ненужные проверки иной раз практикуются в школе? Своими глазами неоднократно видела, например, такое. Рядом со словом "изображённый" красной учительской ручкой вписана "проверка": "изображение'', "решён – решение"," погружён – погружение". Это грубая ошибка в схеме обучения. Проверять "О" или "Ё" можно только в корнях (жёлтый – желтеет), но ни в коем случае не в суффиксах и не в окончаниях! Именно такие вот "проверки" и порождают массовые аберрации и ошибки в конце слов: слово "речонка" граждане проверяют словом "реченька", "лучом" – "лучевой", "свечой" – "свечечка" и везде пишут ё ("лучём, свечёй, речёнка"). В письме людей с не идеальной, а с обычной среднестатистической грамотностью такие ошибки будут обязательно. То есть, если письмо не идеально, то наряду с другими ошибками неверное "Ё" за корнем гарантировано.
Чтобы этого избежать, применяйте такой алгоритм. Делим все слова на 2 группы: "действия'" и "чистые " (все, где действия нет). В "действиях" будет всегда только Ё, проверять не надо: погружён, изображённый, пережёвывая, стрижёт, вооружён, напряжёнка, ночёвка, тушёнка (да, и это тоже "действие" – мясо, которое тушат) и т. д. А в "чистых" за корнем только О! Проверки строго запрещаются: свечой, девчонка, карандашом, врачом, бомжовый, снежок и т. д. Всё! Главное – не делать никаких проверок. Они ведут по ложному пути.
Кстати, о суффиксах. Школьная программа питает к ним неуемную любовь даже тогда, когда это напрямую вредит делу. Ученик обязан терять время, а главное, свое и без того слабое внимание, усердно выделяя их "домиком" в слове даже там, где этого категорически делать нельзя. А если он этого сделать не успел или забыл, то за него это делает красная ручка учителя. Но если акцентировать, тем более выделять суффикс ЕН в словах, связанных с действием (крашЕНый, бешЕНый, стрижЕНый, квашЕНый и т. п), это неизбежно приведет к ошибкам на письме. В словах "естествЕННо, родствЕННый, собствЕННый" и т. п. – два Н. Это "чистые", а не "действия", но кто в этом разбирается при письме? На открытой встрече с читателями мы опросили порядка 40 взрослых людей: разницы между словом "квашеный" и "медленный" не смог объяснить ни один из присутствующих. А что говорить о неуспевающих школьниках?
На наших занятиях строго запрещены подобные школьные привычки. Вместо того чтобы проводить бессмысленные ритуалы, которые приводят к ошибкам, мы добиваемся от ученика понимания и осмысленности слов. Они не напишут "квашеная капуста" с двумя Н, потому что у нас запрещены все школьные правила. Вместо этого автоматически срабатывает проверка "скажи иначе": капусту квасят. Это действие. А в действиях суффикс под запретом! Опора на речь, в слове нет приставки – одна Н. Акцентируется не мертвый суффикс, а живое значение слова, его смысл. А ещё – речь, артикуляция. Не может быть грамотного письма без внятной и четкой речи вслух.