Найти тему
9,9K подписчиков

Радоница

408 прочитали

Добрый день, мои хорошие)

Вы знаете, что радоница у славян была еще до массового принятия христианства? То есть, по сути, день, в который мы чтим умерших, пришел к нам из язычества. Это я пишу для тех, кто любит надевать белое пальто и харкать ядом в тех, кто и в церковь ходит, и в домовых верит.

Все смешано в нашей культуре. Вот такие мы - многогранные. Это не хорошо и не плохо. Просто это так.

Когда я приехала сюда, в это глухое сибирское село, удивилась. Понимаете, тут не было принято ходить на кладбище, ухаживать за могилами родных. Похоронили и забыли. Может не в сердцах, но в делах. Ну.. местная традиция.

https://i.pinimg.com/564x/3f/18/8f/3f188f6b84960d6330276f6700ff26a1.jpg
https://i.pinimg.com/564x/3f/18/8f/3f188f6b84960d6330276f6700ff26a1.jpg

Уже при мне, постепенно, это менялось. В село приехало много новых людей. Они как бы привнесли сюда свою кровь, свои понятия. И теперь мне радостно видеть, как те, кто 10, 15 лет назад не понимал, зачем убирать могилки близких, едут и делают это.

Так получилось, что за последние 10 дней я побывала на 2 кладбищах. В родном городе, где и не кладбище уже, а целый город мертвых - идешь, идешь, конца края не видать, и тут, в моем селе. И, скажу честное, маленькое сельское кладбище, в березках и елочках, моей душе милее.

Тут спокойно. Тепло. Аккуратно. По простому легко.

Сегодня сюда приехало много машин. Люди поминают - как хорошо! Мама говорит, что мертвые в этот день ждут, кто же придет их навестить? Радостно, что приходят. Не забывают.

Вот и мы с утра напекли блинов, взяли печенья, конфет, крашеные яйца. И поехали - к своим и к чужим. Положили гостинцы даже тем, кого лично не знали - но к кому сегодня уже не придут живые.

Раньше я боялась мертвых и вообще смерти и того ореола мистики, что окружает эту тему. А сейчас перестала.

Что это? Возраст?

Сегодня на нашем маленьком кладбище хоронили человека. Я посмотрела. Послушала священника. Увидела издали гроб. И не почувствовала ни че го.

Просто умер человек. Так бывает.

Не страшно.

Страшно и горько близким, родным. А так... Пропал страх перед этим. Не знаю, плохо это или хорошо. Но это так.

Хочется верить, что те, кто ушел, все также рядом. Видят нас, слышат, понимают. Я очень верю в то, что жизнь не заканчивается с физической смертью.

Знаете, однажды я видела во сне покойного папу. Мы беседовали. Я не помню весь разговор. Помню, что я спросила у него, видел ли он Бога или не его, и вообще, как оно там? А он мне ответил что-то типа того... что все обычно. Мол, просто вот пришел и живу тут.

И это мне кажется очень похоже на правду. Что умершие просто приходят в новое место и живут там. И место это большое-большое... безграничное. Такое, что всех вместит.

Давайте сегодня вспомним всех, кто ушел. И не забудем о них завтра. Потому что помнить надо не только по каким-то особенным дням. Надо просто.... Помнить.