Как ни странно, но почему-то именно про Колобанова вспоминают чаще других танкистов, у которых тоже писали про большое число уничтоженных в одном бою немецких танков.
Мне эта история ближе потому, что в отличие от многих других тем, по этой я много поработал «в поле». Благо добираться не очень сложно и не долго. У меня ещё есть желание описать, что происходило с другими танками взвода Колобанова в тот день, поскольку есть несколько очень любопытных моментов. Но, к сожалению, нет у меня пока немецких документов по тому участку, а без них приниматься за расследование нет смысла.
Что же касается самого Колобанова, то вдаваться снова в какие-то детали у меня нет желания, практически всё я уже написал.
В этот раз сказать бы хотелось просто обратить внимание на самые ключевые (на мой взгляд моменты).
Как я уже писал, отрицать героизм наших танкистов в боях за Красногвардейск, равно как и на других участках, я не вижу причин. С точки зрения боя у совхоза Войсковицы важно, что он противоречит общему ходу событий и мешает понимаю общей картины.
Ведь что именно вытекает из рассказа про Колобанова. Немцы наступали на Красногвардейск (напомню, так называли Гатчину), но Колобанов в одиночку уничтожил 22 немецких танка и, так получается, остановил наступление. Потом ещё кто-то из начальства приезжал на поле боя и горящие танки фотографировал. Так ведь написано, я ничего не путаю?
На самом же деле, немецкая 1-я танковая дивизия на Красногвардейск не наступала, а двигалась в сторону железной дороги, ведущую на Лугу, чтобы отсечь нашу Лужскую группировку. На пути движения боевой группы 1-й дивизии (в которой была одна танковая рота — от силы 12-15 танков) находилось несколько наших частей, включая танки, пехоту, противотанковую артиллерию. В том числе и танк Колобанова, занимавший позицию недалеко от Ванга Старосты, там, где сходятся несколько дорог. По немецким данным, да и просто по скорости их движения, особо замедлить их движение нашим частями не удалось. Немцы лишь потеряли много времени на разминирование в районе станции Войсковицы (это в нескольких километрах от одноименного совхоза), но к вечеру поставленную задачу выполнили, выйдя к концу дня на станцию Суйда.
Всё это подтверждается боевыми документами, как нашими, так и немецкими. Немцы о потерях танков не пишут в тот день, хотя вроде один командирский танк был списан. Но совсем в другом месте, а не там, где был танк Колобанова.
По нашим документам Колобанов в тот день подбил два танка, но разумеется подтвердить и сфотографировать их никто не мог, так как поле боя осталось за немцами. А отправленная позже разведка в район совхоза Войсковицы, проникнуть туда и доложить обстановку не могла.
Как мне видится, после изучения всех документов, поводы для каких-либо споров и обсуждений просто исчерпаны.
Нет даже никаких намёков, хоть чем-то подтверждающих тиражируемую ранее версию. Тем более, как я уже писал, все публикуемые описания боя Колобанова явно написаны через много лет после войны. Поскольку в них местность описана такой, какой она стала уже в 60-е годы, а не такой, какой была в 1941 году. В частности, не учтена несуществующая ныне Царская дорога (рядом с которой стоял танк Колобанова), которая категорически перечёркивает всё, что было написано про ход боя и действия немцев.
Боюсь только, что споры не прекратятся и далее, поскольку для многих людей эти события идут на уровне религиозной веры, когда никакие, даже самые серьёзные доводы не идут в зачёт.
Я уже не раз писал про Колобанов и в разных обзорных материалах, и посвящал ему отдельные статьи. Можно посмотреть разные документы, и разные походы к этой теме:
Подвиг танкиста Колобанова: что говорят документы?
Танкист Зиновий Колобанов: вопросы и ответы