Найти тему
Вдоль и поперек

«Вызов»: первый фильм снятый в космосе. Ну почти первый…

Шумиху, поднятую вокруг отечественной драмы «Вызов», не сильно хочется обсуждать. Все равно через полгода все забудут о заклинании «Первый фильм в космосе», которым нас пытаются околдовать в интернете и на телевидении. Тем более что не совсем уж он и первый. Еще в 1983 году в СССР вышла картина «Возвращение с орбиты» в которой было довольно много эпизодов, снятых на орбитальной станции «Союз-7» и пилотируемом космическом корабле «Союз-Т9». Никакого ажиотажа по этому поводу в то время не было, всем и так было ясно, что если мы летаем в космос на регулярной основе, то и фильм там снять мы тоже можем. Это, в конце концов, всего лишь вопрос цены и необходимости.

Ничего не скажешь, снято красиво.
Ничего не скажешь, снято красиво.

Ну вот, свою позицию я обозначил, и теперь можно разобрать именно кино, а не отправку без шуток замечательной актрисы Пересильд на орбиту. С точки зрения восприятия весь фильм четко делится на 3 части. Первые минут 40 мы видим обычную мелодраму, навроде тех, что любит показывать второй канал. Тут все по канону, талантливый хирург Евгения Беляева тоскует по погибшему мужу, воспитывает немного хулиганистую дочь, заботится о маме и подумывает о новых отношениях. Эту идиллию прерывает вызов в Центр управления полетами, и действие фильма плавно перетекает к следующему этапу.

Кто тут в космонавты крайний?
Кто тут в космонавты крайний?

Во второй части «Вызова» все крутится в прямом и переносном смысле вокруг подготовки кандидатов к отправке в космос и отбору сильнейшего из них. Вращения во всяческих центрифугах показаны убедительно, и за здоровье актеров мы можем только порадоваться. В остальном все не так хорошо. Производственная драма из жизни кандидатов в космонавты была бы интересна, если бы мы не знали, кого же из них в итоге выберут. Но мы то все знаем из трейлеров и рекламы, а следить за соревнованием с заранее выбранным победителем не очень увлекательно.

Тяжело в ученье - легко в бою.
Тяжело в ученье - легко в бою.

В последней трети фильма мирские перипетии наконец-то остаются позади, и мы устремляемся в небо. На этом моменте становится понятно, зачем вообще снимали «Вызов». Реальные съемки стартового отсчета, запуска и первых минут полета космического корабля впечатляют. Виды с МКС, показ того, как там устроен быт на самом деле, и эмоции человека, впервые попавшего в космос, тоже цепляют. Я уж не говорю о сценах с переодеванием Пересильд в невесомости. Надо отдать должное режиссеру картины, который во время съемок на МКС немного подрабатывал оператором, ракурсы в них он выбрал отменные.

Юлия хороша и на Земле, и в космосе.
Юлия хороша и на Земле, и в космосе.

Есть в фильме и один эпизод, не значимый для сюжета, но почему то важный для создателей картины. В нем дочка Жени Беляевой с помощью физической силы указывает своей сопернице на недопустимость конкуренции с ней на поле завладения вниманием понравившегося ей паренька. Ну, подрались и ладно, в школе и не такое бывает, вот только получившая в глаз барышня оказывается дочерью местного прокурора. Тот немедленно возбуждается и по старой прокурорской традиции начинает шить дело. Женя очень переживает по этому поводу, всячески извиняется пред отцом пострадавшей девочки и изо всех сил пытается решить конфликт миром. По хорошему не выходит, и в какой-то момент она делится своими проблемами с сотрудниками ЦУПа. Те быстро все разруливают. Прокурору звонят, причем, похоже, что прямо из Кремля. Он быстро все понимает и начинает просить прощения у Жениной мамы. Заведенное дело само собой куда-то исчезает.

Я не знаю точно, что хотели донести до нас авторы фильма этой историей с прокурором. Зачем то же они ее воткнули. Однако я вижу некую иронию в том, что раньше в отечественном кино всемогущие сотрудники КГБ нагибали всех: спортсменов, военных, космонавтов, да и кого угодно вообще. В «Вызове» мы вдруг увидели обратную картину. Значит ли это, что государство показывает, что космос для него куда важнее, чем местечковые амбиции мелких силовиков? Или просто кому-то захотелось подчеркнуть могущество Роскосмоса? Непонятно, но очень интересно, пишите ваши версии в комментариях.

Руководители Роскосмоса в фильме ребята суровые. Что им какой-то прокурор.
Руководители Роскосмоса в фильме ребята суровые. Что им какой-то прокурор.

Еще один момент, удививший меня в «Вызове» — это продакт плейсмент. Ну снимаете вы кино, которое должно пропагандировать успехи нашей космонавтики. Дело то хорошее, и вон цельный президент страны его рекламирует. Неужели никак нельзя обойтись без нелепых упоминаний «Мегафона» на МКС и точно ли надо показывать зрителям перевод 3 тысяч рублей из космоса на Землю через банк-клиент «Тинькоффа». Мне все-таки кажется, что фильм, о котором с таким пафосом говорят высшие лица государства, не должен рекламировать банки и операторов сотовой связи.

Впрочем, это придирка скорее к политической составляющей картины. С художественной точки зрения рекламы в фильме немного, и общего впечатления она не портит. В целом же «Вызов» смотрится неплохо. Внятный сюжет, неплохой юмор, сильный актерский состав — мало какое отечественное кино за последние десять лет имеет такой же набор плюсов. Ну и то, что за 30 лет мы все-таки не разучились летать в космос, тоже внушает сдержанный оптимизм.

Наука
7 млн интересуются