25 апреля отмечается замечательный праздник – День дочерей. Он неофициальный, но этот день призван привлечь внимание родителей к своим детям, в частности, к дочерям. Здоровые, красивые, талантливые, успешные – это ли не самый высокий показатель достижения родителей по формированию личности своего ребенка, воспитанию, образованию.
В социальном плане важно, чтобы ребенок был адаптирован в обществе. Во все времена, государство давало возможность развивать способности ребенка, несмотря на трудности, которые встречаются на его пути. Поэтому дочери растут и приносят радость не только родителям, но и стране.
Книга Серафимы Чеботарь «Дочери России» – собрание удивительных биографий женщин, которые волею судеб оказались за границей. Среди них актрисы, художники, поэтессы и ученые. Какие бы причины ни заставили их покинуть Родину они оставались верны своему происхождению, русской культуре, науке.
О русской женщине, Софье Ковалевской математике-профессоре, иностранном члене-корреспонденте Петербургской академии наук, авторе повести «Нигилистка» и книги «Воспоминания детства», рассказывает в своей книге Серафима Чеботарь.
Принято считать, что женщинам лучше даются гуманитарные науки, а мужчинам точные. Это утверждение легко разбить, вспомнив великую женщину-математика Софью Васильевну Ковалевскую. «В истории человечества до Ковалевской не было женщины, равной ей по силе и своеобразию математического таланта», - говорил С. И. Вавилов.
В Софье Ковалевской (урождённая Корвин-Круковская, прославившуюся на весь мир фамилию она получила от мужа) было намешано немало кровей. Предком ее называют венгерского короля Матвея Корвина, покровителя наук и искусства, чья дочь вышла замуж за польского магната Круковского.
По словам самой Софьи, текла в ее жилах и цыганская кровь, так кто-то из прадедов женился в свое время на цыганке. (Не отсюда ли корни Софьиного свободомыслия?)
Софья Ковалевская познакомилась с математикой в детстве: из-за нехватки обоев, стены в её детской комнате оклеили лекциями профессора М. В. Остроградского о дифференциальном исчислении. Она легко запоминала формулы, рассуждала о числах.
В раннем возрасте с девочкой математикой занимались, а с восьми лет она стала брать уроки у домашнего учителя Иосифа Малевича.
Желая «закрепить успех», она много училась… Уже в 15 лет начались ее серьезные занятия высшей математикой, и одним из преподавателей Софьи был А. Н. Страннолюбский, представитель блестящей плеяды педагогов 60-х годов ХIХ века.
Пятнадцатилетняя девушка, все мысли которой занимает высшая математика, сегодня вызовет уважение, а тогда Софье пришлось выдержать немало удивленных взглядов.
Дело в том, что в России конца ХIX века женщины не имели возможности поступить в высшее учебное заведение. Продолжить обучение можно было только за границей, но для этого нужно было получить письменное разрешение отца, опекуна или мужа. Отец Ковалевской, генерал-лейтенант артиллерии Василий Корвин-Круковский, категорически отказался отпускать дочь. Ей пришлось пойти на хитрость. Софья Ковалевская уговорила друга семьи, биолога Владимира Ковалевского, заключить фиктивный брак, чтобы она смогла выйти из-под влияния отца, и он согласился.
И вот весной 1869 года Ковалевские отправились в Гейдельберг, где Софья сдала вступительные экзамены в университет. Вскоре она стала гейдельбергской знаменитостью, ею восхищались профессора. Однако ей этого было мало, ее тянуло в Берлин, где жил и работал знаменитый профессор Вейерштрасс, у которого Софья непременно хотела учиться.
«Из разговора с Софьей Васильевной я все более убеждался и в силе ее ума, и в большой научной фантазии, и способности быстро ориентироваться в совершенно чужой ей области, и разносторонности ее чтений… И наконец, в редкой памяти, которая позволяла ей быстро схватывать то, что многим дается только путем продолжительного изучения… Богатая и разносторонняя природа дана была ей», - писал М.М. Ковалевский.
В Берлине она показала свою работу «О преломлении света в кристаллах» Вейерштрассу, и он остался доволен результатами ее работы.
Много труда стоило Софье Ковалевской пробить дорогу к науке, к полезной деятельности, преодолеть общее предупреждение против женщины-ученой. Но так ярок был ее талант, так велика тяга к науке, что величайшие ученые мира должны были признать ее своей достойной коллегой. Ковалевская получила кафедру в Стокгольском университете.
Софья Ковалевская, приехавшая в Швецию в 1883 году, считала одним из важных своих дел – преподавание высшей математики. Ее слушатели-студенты и молодые преподаватели старались не пропустить ни одной лекции, которые отличались от лекций других преподавателей своим огненным, зажигающим стремлением во всем достигать максимального приближения к истине, к красоте. Она была не просто женщина-преподаватель, она была первой в мире женщиной-профессором математики и при этом обладала большим эстетическим вкусом! Она могла смотреть на математические уравнения и формулы с точки зрения художественно-эстетического восприятия и это не только делало ее художником в математике, но и давало ей огромное эстетическое наслаждение в, казалось бы, сером и скучном мире формул, вычислений и чисел.
В России ей не нашлось места, но для всех русских женщин, ищущих знаний, живого дела, равного с мужчинами положения в обществе, она явилась той светлой точкой, к которой устремились их мысли.
Она говорила:
«Я думаю, что предназначена служить истине- науке и прокладывать новый путь женщинам, потому что это значит-служить справедливости. Я очень рада, что родилась женщиной, так как это дает мне возможность одновременно служить истине и справедливости».
После сильнейшего потрясения, связанного со смертью мужа, Ковалевская уходит в работу и добивается огромных успехов в математике, традиционно мужском предмете. В 1888 году в присутствии известных ученых ей присудили Борденскую премию, одну из главных премий Парижской академии наук. Она заняла среди современных математиков одно из самых видных мест.
Ее повесть «Воспоминания детства» еще при жизни перевели почти на все европейские языки – книга пользовалась огромным успехом. Ковалевская стала первой женщиной членом-корреспондентом Российской академии наук. Знакомством с Ковалевской гордились, о ней писали. Правда, работать на родине ей по-прежнему было нельзя. Например, она попросила разрешения присутствовать на заседаниях Академии наук, но ей отказали. Считалось, что преподавать математику женщине в России можно только в начальной школе.
Зимой 1890 года Софья Ковалевская заболела, она простудилась: у нее обнаружили сильное воспаление легких. Она умерла 29 января 1891 года – в самом расцвете творческой жизни, в возрасте 41 года.
Главный жизненный девиз Софьи Ковалевской: «Говори, что знаешь. Делай, что обязан. И пусть будет, что будет!» Придерживаясь этого правила, она не только сама добилась высоких успехов в точных науках (математике, физике), но и показала женщинам дорогу в Высшие учебные заведения. Ее гражданский и научный подвиг будет жить вечно.
Татьяна Юрьевна Фирсова библиотекарь отдела городского абонемента