Вы тоже заметили это при просмотре, да? К седьмой части фильмы о Гарри Поттере будто выцветают, сереют и темнеют.
Философский камень
Первая часть Гарри Поттера была написана в настроении доброй детской сказки. Да и снимал её Крис Коламбус, мастер добрых фильмов. Поэтому цветокоррекция основной части фильма тёплая, в жёлто-красных цветах. Это очень хорошо заметно в Хогвартсе. Основной источник освещения в замке - окна или живой огонь, так что тёплый красно-оранжевый цвет отлично в это вписывается.
Вне Хогвартса освещение становится либо приглушённым.
Либо естественным, дневным, тёплым.
В редких случаях, как в сценах Запретного леса, основной свет становится голубоватым ночным, но не настолько слабым, чтобы мы не могли рассмотреть происходящее, а цвет кадра уходит в тёмные голубо-синие оттенки.
Ещё один пример голубых ночных сцен - сцена с Квиррелом до момента, когда он зажигает огонь.
Но даже в таких "ночных сценах" освещение:
- Даёт достаточно контрастов, чтобы мы видели происходящее.
- Имеет цвет и не полностью "глушит" другие цвета, что делает картинку цветной и приятной глазу.
- Уводит основной тон в голубовато-синий, что как раз соответствует ночному освещению.
К тому же, голубовато-синей и тёмной картинка становится только ночью, и даже тогда она часто разбавляется другими источниками тёплого освещения (фонарь в Запретном лесу, огонь в сцене с Квиррелом). Всё остальное время цвет тёплый, а картина кадра многоцветная. Это помогает в создании тёплой, уютной и сказочной атмосферы фильма.
Тайная комната
Вторую часть тоже снимает Крис Коламбус, хотя история уже становится серьёзнее, глубже и мрачнее, чем просто добрая сказка. Но цветокор почти такой же, как и в первом фильме - с преобладанием тёплого красно-оранжевого цвета.
А вот в самой Тайной комнате уже появляется тот противный зелёный оттенок, который раздражает меня в шестой части. Но здесь он хотя бы имеет обоснование - в Комнате не может быть светло и солнечно, а голубому ночному освещению просто неоткуда взяться. К тому же, зелёный - это цвет Слизерина, а зелень на каменных стенах и статуе отлично подчёркивает их древность.
Ещё один плюс зелёного цветокора в этой сцене - он не полностью "съедает" остальные цвета. Поэтому картинка всё ещё выглядит не болотной, а многоцветной.
Но в основном оттенки тёплые, а цвета яркие.
Узник Азкабана
Третий фильм получился очень красочным и светлым. Новый режиссёр Альфонсо Куарон решил отойти от "лампового" жёлто-красного света и разбавил его большим количеством естественного тёплого и солнечного.
И мне это, честно, очень нравится. Фильм, может, и потерял толику таинственности, зато в нём стало больше свежести и воздуха.
К тому же, тёплый жёлто-красный цветокор сохранился в некоторых сценах внутри замка. Правда, стало поярче.
И ночные сцены остались многоцветными с холодным сине-голубым цветом. То есть - да, ночь, всё голубое, но даже так мы различаем цвет голубой футболки Гарри и розовой кофты Гермионы. Да и ночь тут посветлее, чем в предыдущих двух фильмах.
Зелёный цветокор сохранился в сценах пасмурных дней внутри помещений. Смотрится естественно, да и возникает нечасто. Опять же, обратите внимание, зелёный оттенок очень слабый, ближе к голубому, чем к жёлтому и совершенно не мешает бордовому на мантии Гарри и коричневому на деревянной шкатулке.
Ах, да. И румянцу Гарри)))
Поэтому сцены смотрятся тёпло-пасмурными.
Кубок Огня
А вот начиная с четвёртого фильма из кадров уходит тепло. Дневное освещение становится почти стерильным и бесцветным, не давая картинке тепла.
В сценах внутри замка со слабым светом тоже теряется львиная доля теплоты. В кадре внизу освещение скорее белое, чем жёлтое, да и задний фон зеленит.
А вот в сценах Большого Зала, где Крис Коламбус давал жёлто-красный свет от свечей, Майкл Ньюэлл (режиссёр четвёртого фильма) полностью убрал красный и сделал цветокор просто жёлтым. Но жёлтый хорош при ярком дневном освещении, а при слабом и без вспомогательного красного начинает неприятно отдавать зелёным.
Святочный бал по освещению вообще не имеет своего оттенка. Здесь свет просто белый. Это выглядит неестественно и холодно.
Пасмурные сцены, как и в Узнике Азкабана, уходят в зелёный. Только в Узнике слабый зелёный оттенок сочетается с хорошими насыщенными собственными цветами предметов. А в Кубке Огня "зелёные" сцены выглядят более тускло. И зелёный оттенок в них ближе к болотному, чем к голубому.
Кладбище, естественно, освещено слабо и холодно. Но сравните освещение здесь и в ночных сценах Узника Азкабана.
Если в Узнике ночные сцены всё равно сохраняют возможность хоть что-то увидеть, то в Кубке Огня они очень тёмные, неконтрастные, и иногда вообще непонятно, что происходит. Всё буквально сливается в этой гуще сине-зелёной тьмы.
Нет, я понимаю, режиссёр хотел нагнать мрачности. Но по мне так переборщил.
Орден Феникса
В Ордене Феникса на смену Ньюэллу приходит Дэвид Йейтс. Но он перенимает любовь своего предшественника к стерильному белому освещению и тёмным неконтрастным сценам.
Кстати, вот эта сцена, когда Гарри сидит на качелях, очень хороша по цветокору. Он приглушённо-жёлтый, что соответствует засушливому лету, описанному в книге.
Но, в основном, в фильме мы видим стерильное бесцветное освещение, как здесь.
Изредка только оно разбавляется оттенками. Сравните, как выглядит сцена с Выручай-комнате и на вокзале. Вот она, сила оттенков.
Кстати, стоит отметить сцены в кабинете Амбридж. Там цветокор розовый. И это смотрится потрясающе - визуально будто окунаешься в ванильный сироп. Приторный такой. Бр-р-р.
А вот в отделе Тайн цветокор синий, тёмный и неконтрастный. Здесь тоже бывает непросто рассмотреть, что происходит в кадре.
В целом, в пятой части становится намного больше тёмных сцен, а оттенки цветокора всё сильнее клонятся к холодному. Но здесь они идут, в основном, в голубой, в то время как в следующем фильме откровенно падают в болотную зелень.
Принц-Полукровка
Если описывать этот фильм одним словом, я бы сказала - блеклый. Или выцветший. Почти весь фильм проходит в приглушённых цветах, стерильном бесцветном освещении и зеленушной цветокоррекции.
Вот на кадре ниже, казалось бы, сам бог велел сделать тёплый свет - там он из окон падает, явно дневной, и живой огонь по стенам должен добавлять тепла. Но нет же! Зелёное всё!
Иногда кадры фильма выцветают чуть ли не до сепии. Скорее всего, так хотели показать тяжёлую атмосферу, но получилась серая. Волшебный мир превратился в тусклый и невыразительный.
Вы бы разглядели красноту галстуков на этом кадре, если бы не знали о ней? Я - нет.
А некоторые сцены и вовсе выцветали до почти чёрно-белого. Я и так с третьего фильма страдаю по тому, что у Дамблдора убрали великолепные цветастые мантии, а тут и вовсе. Стены серые, Дамблдор серый, великолепный камуфляж, хвалю.
Казалось бы - ну хоть в сцене посещения магазина близнецов Уизли можно было дать буйство красок. Но нам всё равно дали тусклую выцветшую картинку.
Сцена прощания с Хогвартсом, хоть и показана в тёплом освещении, всё равно выглядит зеленовато-серой.
Весь шестой фильм выглядит так, будто его снимали на плёнку, а потом некоторое время вымачивали её в болоте.
Как вы можете понять, по цветокоррекции это мой нелюбимый фильм.
А есть кто-нибудь, кому цветокор шестой части нравится?
Дары Смерти
Возможно, режиссёр учёл ошибки, потому что этот фильм не выглядит сильно выцветшим и зелёным. Хотя всё равно выглядит немного выцветшим и голубым.
Цветокоррекция большинства кадров наводит на мысль о холодном и пасмурном зимнем утре.
И даже в тех сценах, где могли бы добавить немного тепла, его просто нет. Это очень холодный фильм.
Плюс чувство, что картинка стала чёрно-белой, всё ещё иногда посещает.
И в сцене 19 лет спустя, хотя война окончена и нам показывают мирную и тёплую картину, цветокор остаётся холодно-голубым, а цвета выцветшими.
Так что первая пара фильмов получается тёплой, камерной, с большим количеством сцен в жёлто-оранжевом освещении.
Третья часть даёт много света, пространства и ярких цветов.
Начиная с четвёртой части, из фильмов уходит цвет и свет. Цветокор мотает то в голубой, то в зелёный. Ярких цветов практически не появляется, и многие сцены не дают ни воздуха, ни пространства, ни тепла.
Конечно, история о Гарри Поттере от книги к книге становится более взрослой, тяжёлой и мрачной. Но нельзя передавать это, полностью лишая фильм цвета. Гарри Поттер - это ведь не о мраке и серости, это о силе духа, о дружбе и преданности, о том свете, который люди сохраняют внутри себя даже в самые тяжёлые времена.
И уж конечно, снимать сцены, в которых невозможно нормально разглядеть происходящее, это ни в какие ворота.
Вот что я думаю о цветокоррекции в фильмах о Гарри Поттере. А вы?