Во время Великой Отечественной войны рукодельничали не только от нужды и для отправки на фронт, но и от души. Об этом сохранились мемуары.
«В Белоруссии мы начали активно «болеть» вышивкой, и продолжалось это до конца войны. Началось с незабудок. Ах, какие красивые незабудки получались, если распустить голубые трикотажные кальсончики и вышить цветочки на летних тонких портянках! Из этого можно сделать и салфеточку, и на наволочку пойдет. Эта болезнь, как ветрянка, захватила весь полк...
Прихожу днем в землянку к вооруженцам. Дождь ее промочил насквозь, льет изо всех щелей, на полу лужи. Посередине стоит девушка на стуле и вышивает какой-то цветочек. Только вот ниток нет цветных. И я писала сестре в Москву: «У меня к тебе очень важная просьба: пришли мне цветных ниток, а если бы могла сделать подарок нашим женщинам и прислать побольше. Наши девочки за каждую ниточку душой болеют, каждую тряпочку используют для вышивки. Сделаешь большое дело, и все будут очень благодарны». Из этого же письма: «А сегодня после обеда у нас образовалась компания: я сижу за вышивкой незабудок, Бершанская — роз, крестом, Анька вышивает маки, а Ольга читает нам вслух. Погоды не было...».
Это была немножко смешная болезнь, но переболели ею все. Поскольку рисунков для вышивок было мало, то все вышивали одно и то же, например попугая. У одной он получался круглый, толстый, у другой какой-то скорбный, с вытянутой головой... Теперь-то я понимаю, что это была разрядка от напряженного ужаса войны, успокоение души...».
И. В. Ракобольская, Н. Ф. Кравцова "Нас называли ночными ведьмами. Так воевал женский 46-й гвардейский полк ночных бомбардировщиков".
Смущает, почему лётчицы называют увлечение вышивкой смешной болезнью? То ли до войны вышивка считалась мещанской, то ли вот вокруг война, а тут вышивка! Но автор сама признает, что это была разрядка для них, а по-современному, это медитация между боевыми полетами.
Наши бабушки и прабабушки вязали и вязали носки и снайперские перчатки для фронта. И моя бабушка тоже вязала.
В 2016 году Марина Муравьёва рассказала об удивительной находке, сделанной под Питером. «Этой осенью в районе "Невского пятачка" стояла вахта поисковиков из Подмосковья. Кроме всего прочего, нашли рукавицу. На меня очень сильное впечатление она произвела. Ведь её когда-то вязала женщина, носил солдат, солдат погиб, а через 70 лет эта рукавица вновь "увидела свет"...И знала ли та женщина, какой путь проделает её рукоделие?"
Номер журнала "Работница" за 1941 год, где были даны размеры варежек и другой необходимой для солдат амуниции, чтобы женщины по всей стране могли вязать нужные вещи и посылать их на фронт.
«Жизнь на снегу. О подготовке к жизни и войне в зимних условиях», которое вышло в свет в 1941 г. В нем есть упоминание о варежках и рукавицах: «Для рук лучше всего использовать варежки с двумя пальцами (для стрельбы). Пальцы рук густо смажь салом, не соленым и не прогорклым… Рукавицы должны быть достаточно просторными, чтобы пальцы в них легко двигались».
История повторяется, и в наше время вяжут варежки и носки для воинов, несмотря на современное производство тех же носков и варежек. На Дзене несколько авторов писали о вязании для них.
Цитата из письма Лилии Балабановой в газету "Республика Башкортостан" от 02.06.2017:
"... Бойцы страдали от ранений, а больше от того, что не могут ничем фронту помочь. Чтобы поднять их настроение, мы обратились к работникам вязальной фабрики с просьбой научить вязать пациентов с ампутированными ногами. Сотрудницы фабрики уже на следующий день принесли спицы, пряжу и начали обучение. Пациенты госпиталя оказались способными учениками, и все в палате с удовольствием занялись вязанием. Вязали женские кофты. Все дружно решили, что деньги, заработанные от их продажи, будут отсылать на нужды фронта для быстрейшей победы над врагом. У меня даже чудом сохранилась фотокарточка палаты, которая называлась «культевая». На заднем плане медсестра той палаты, моя мама Клавдия Васильевна Москвитина. ..."
Отрывок из статьи "Медали за варежки".
Военные архивы хранят не только официальные документы, но и рассказы очевидцев тех времён. Воспоминания вязальщиц в них тоже есть.
«Помню, приехал нам как-то во время войны инженер пухсоюза, — рассказывала вязальщица Татьяна Григорьева. — Он провёл собрание, рассказал о событиях на фронте. Но главное - обратился к нам с просьбой как можно больше вязать тонких ажурных платков, потому что наша страна расплачивалась ими за самолёты и вооружение».
По воспоминаниям мастериц, женщины трудились до трёх часов ночи, при этом не у всех было дома нормальное освещение — вязать приходилось при свете коптилок. У вязальщиц падало зрение, сводило пальцы, но они не роптали и знали, что их труд очень нужен.
«Вечером собирались в конторе пухартели, так как не у всех дома лампа была, да и керосина не было, — вспоминает мастерица Хумайра Ингазиева. — А в конторе две лампы и керосин наливали за счёт артели. До 20 человек собирались: постелем тёплую одежду и сидим кружком, вяжем, рассказываем о житье-бытье, о событиях на фронте, о письмах с фронта. Вместе пели песни...»
Светлана СОЛОДОВНИКОВА
Салфетки, носовые платки и полотенца вышитые молодыми работницами порохового завода для бойцов Красной Армии. 1940-е.х./б.ткань.
Знаменитые кисеты с вышивкой для бойцов. Считались талисманами, или оберегами. Не все курили, может, в них хранили не только т*бак.
Вышивка ришелье на белом подкладке. Сделана в 1942 году.