Найти тему
Блог Рязаночки

Вышивка и вязание во время Великой Отечественной войны

Во время Великой Отечественной войны рукодельничали не только от нужды и для отправки на фронт, но и от души. Об этом сохранились мемуары.

«В Белоруссии мы начали активно «болеть» вышивкой, и продолжалось это до конца войны. Началось с незабудок. Ах, какие красивые незабудки получались, если распустить голубые трикотажные кальсончики и вышить цветочки на летних тонких портянках! Из этого можно сделать и салфеточку, и на наволочку пойдет. Эта болезнь, как ветрянка, захватила весь полк...

Прихожу днем в землянку к вооруженцам. Дождь ее промочил насквозь, льет изо всех щелей, на полу лужи. Посередине стоит девушка на стуле и вышивает какой-то цветочек. Только вот ниток нет цветных. И я писала сестре в Москву: «У меня к тебе очень важная просьба: пришли мне цветных ниток, а если бы могла сделать подарок нашим женщинам и прислать побольше. Наши девочки за каждую ниточку душой болеют, каждую тряпочку используют для вышивки. Сделаешь большое дело, и все будут очень благодарны». Из этого же письма: «А сегодня после обеда у нас образовалась компания: я сижу за вышивкой незабудок, Бершанская — роз, крестом, Анька вышивает маки, а Ольга читает нам вслух. Погоды не было...».

Из книги. Жаль, что это черно-белое фото. Было бы интересно увидеть в цвете)
Из книги. Жаль, что это черно-белое фото. Было бы интересно увидеть в цвете)

Это была немножко смешная болезнь, но переболели ею все. Поскольку рисунков для вышивок было мало, то все вышивали одно и то же, например попугая. У одной он получался круглый, толстый, у другой какой-то скорбный, с вытянутой головой... Теперь-то я понимаю, что это была разрядка от напряженного ужаса войны, успокоение души...».

И. В. Ракобольская, Н. Ф. Кравцова "Нас называли ночными ведьмами. Так воевал женский 46-й гвардейский полк ночных бомбардировщиков".

Смущает, почему лётчицы называют увлечение вышивкой смешной болезнью? То ли до войны вышивка считалась мещанской, то ли вот вокруг война, а тут вышивка! Но автор сама признает, что это была разрядка для них, а по-современному, это медитация между боевыми полетами.

Наши бабушки и прабабушки вязали и вязали носки и снайперские перчатки для фронта. И моя бабушка тоже вязала.

Советский диафильм.
Советский диафильм.

В 2016 году Марина Муравьёва рассказала об удивительной находке, сделанной под Питером. «Этой осенью в районе "Невского пятачка" стояла вахта поисковиков из Подмосковья. Кроме всего прочего, нашли рукавицу. На меня очень сильное впечатление она произвела. Ведь её когда-то вязала женщина, носил солдат, солдат погиб, а через 70 лет эта рукавица вновь "увидела свет"...И знала ли та женщина, какой путь проделает её рукоделие?"

Находку совершил поисковый отряд "Суворов" (Коломна-Санкт-Петербург)
Находку совершил поисковый отряд "Суворов" (Коломна-Санкт-Петербург)

Номер журнала "Работница" за 1941 год, где были даны размеры варежек и другой необходимой для солдат амуниции, чтобы женщины по всей стране могли вязать нужные вещи и посылать их на фронт.

Фото журнала
Фото журнала
-6

«Жизнь на снегу. О подготовке к жизни и войне в зимних условиях», которое вышло в свет в 1941 г. В нем есть упоминание о варежках и рукавицах: «Для рук лучше всего использовать варежки с двумя пальцами (для стрельбы). Пальцы рук густо смажь салом, не соленым и не прогорклым… Рукавицы должны быть достаточно просторными, чтобы пальцы в них легко двигались».

Плакат военных времён.
Плакат военных времён.
Источник https://stihi.ru/2014/02/14/802
Источник https://stihi.ru/2014/02/14/802
Источник нерабочий
Источник нерабочий

История повторяется, и в наше время вяжут варежки и носки для воинов, несмотря на современное производство тех же носков и варежек. На Дзене несколько авторов писали о вязании для них.

Цитата из письма Лилии Балабановой в газету "Республика Башкортостан" от 02.06.2017:
"...
Бойцы страдали от ранений, а больше от того, что не могут ничем фронту помочь. Чтобы поднять их настроение, мы обратились к работникам вязальной фабрики с просьбой научить вязать пациентов с ампутированными ногами. Сотрудницы фабрики уже на следующий день принесли спицы, пряжу и начали обучение. Пациенты госпиталя оказались способными учениками, и все в палате с удовольствием занялись вязанием. Вязали женские кофты. Все дружно решили, что деньги, заработанные от их продажи, будут отсылать на нужды фронта для быстрейшей победы над врагом. У меня даже чудом сохранилась фотокарточка палаты, которая называлась «культевая». На заднем плане медсестра той палаты, моя мама Клавдия Васильевна Москвитина. ..."

Уфимский военный госпиталь, в/ч 1320. Бойцы учатся вязать.  Фото из семейного альбома Лилии Балабановой.
Уфимский военный госпиталь, в/ч 1320. Бойцы учатся вязать. Фото из семейного альбома Лилии Балабановой.

Отрывок из статьи "Медали за варежки".
Военные архивы хранят не только официальные документы, но и рассказы очевидцев тех времён. Воспоминания вязальщиц в них тоже есть.

«Помню, приехал нам как-то во время войны инженер пухсоюза, — рассказывала вязальщица Татьяна Григорьева. — Он провёл собрание, рассказал о событиях на фронте. Но главное - обратился к нам с просьбой как можно больше вязать тонких ажурных платков, потому что наша страна расплачивалась ими за самолёты и вооружение».

По воспоминаниям мастериц, женщины трудились до трёх часов ночи, при этом не у всех было дома нормальное освещение — вязать приходилось при свете коптилок. У вязальщиц падало зрение, сводило пальцы, но они не роптали и знали, что их труд очень нужен.

Фото Светланы СОЛОДОВНИКОВОЙ. https://moe-online.ru/pro/pomnim/article/455
Фото Светланы СОЛОДОВНИКОВОЙ. https://moe-online.ru/pro/pomnim/article/455

«Вечером собирались в конторе пухартели, так как не у всех дома лампа была, да и керосина не было, — вспоминает мастерица Хумайра Ингазиева. — А в конторе две лампы и керосин наливали за счёт артели. До 20 человек собирались: постелем тёплую одежду и сидим кружком, вяжем, рассказываем о житье-бытье, о событиях на фронте, о письмах с фронта. Вместе пели песни...»
Светлана СОЛОДОВНИКОВА


Салфетки, носовые платки и полотенца вышитые молодыми работницами порохового завода для бойцов Красной Армии. 1940-е.х./б.ткань.

 Музей боевой и трудовой славы "Заречье" Казанского порохового завода
Музей боевой и трудовой славы "Заречье" Казанского порохового завода

Знаменитые кисеты с вышивкой для бойцов. Считались талисманами, или оберегами. Не все курили, может, в них хранили не только т*бак.

Из Интернета
Из Интернета
Яндекс Картины
Яндекс Картины

Вышивка ришелье на белом подкладке. Сделана в 1942 году.

Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Ряжский краеведческий музей" (МБУК "РКМ"), Рязанская область.
Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Ряжский краеведческий музей" (МБУК "РКМ"), Рязанская область.