Найти тему
Учительская

Они разные, они эксклюзивные

Взрослые с позиции своего опыта обычно четко понимают, что означает быть самостоятельным и ответственным, как подходить к решению задач, планировать свое время, налаживать коммуникацию. Для ребенка это неочевидно. Поэтому от нас, родителей и педагогов, требуется вдумчивое и бережное сопровождение ребенка при формировании ответственного отношения к учебе, к себе и другим, к своему поведению.

Осознанное обучение – это, если коротко, умение учиться, ставить себе цели и следовать им, анализируя результаты и улучшая их.

Считается, что наилучший период для развития осознанного отношения к учебе – это возраст с 7 до 9 лет. Именно в этот период в системе ценностей ребенка должно сложиться понимание ценности процесса получения знаний, учебы. Однако опыт показывает, что при переходе в среднюю школу (к 12 годам) большинство детей не осознают тех целей и задач, которые ставит перед ними современное образование в целом. Однако понимание ребенком целей, для чего это нужно, – главное условие успешного обучения.

На начальном этапе были выявлены проблемы, которые мешали эффективной работе: несформированность у некоторых ребят навыков учебной деятельности, отсутствие навыка самоконтроля, неумение распоряжаться своим временем при одновременном снижении родительского контроля, коррекция отклоняющегося поведения. Постепенно устраняя перечисленные факторы, создавая среду сотрудничества и поддержки, педагогический коллектив выбирал оптимальные приемы и методы работы, для того чтобы сформировать у детей самое важное и ценное – желание учиться и быть успешным с учетом своих индивидуальных особенностей. Однако понятие успешности тоже относительно. Например, ребенок может быть инициативным, креативным, проявлять лидерские способности, самостоятельно осваивать материал. Но не отличаться примерным поведением, часто отвлекаться на уроке и мешать другим. И здесь важно направить ребенка несколько в другую сторону, чтобы в дальнейшем он мог стать самостоятельной личностью, умеющей принимать ответственность за себя и других. А другой ребенок, наоборот, скромный, тихий, неуверенный в себе, но нацеленный на учебу.

С целью раскрытия и развития индивидуальных способностей ребенка в нашей школе успешно применяется практика самоуправления, когда дети из средней школы могут попробовать себя в роли учителей тех или иных предметов в начальной школе. Инициативному ребенку это как раз дает возможность почувствовать, насколько учителю нелегко удержать внимание всего класса, как важно каждому ребенку не отвлекаться на уроке, чтобы всем все было понятно.

Еще одним хорошим способом раскрыть творческие и лидерские качества, почувствовать себя частью одной команды, нацеленной на общий успех, является постановка сказки для начальной школы пятиклассниками. Совместно с учителями русского языка, музыки дети придумывают сценарий сказки, костюмы и образы героев. Подготовка ведется не один месяц, зато для детей это настоящий праздник! Каждый ребенок чувствует свою значимость и ответственность за общий успех. Таким образом, мы развиваем и подкрепляем инициативу и адекватную самооценку ребенка.

-2

Совместно с учителями литературы и истории мы сделали традиционным посещение музеев писателей и поэтов, интерактивных выставок, театров. Помимо формирования кругозора учащихся и активной гражданской позиции это способствует осознанному изучению литературы и истории, развитию читательской и функциональной грамотности, что позволяет добиваться высоких результатов на диагностиках. А когда ребенок осознает свою успешность в определенном деле и этот успех подтвержден им на практике не менее трех раз, он ощущает уверенность в себе.

Вера в себя, сотрудничество со взрослыми, ощущение психологической поддержки, защищенности, постоянства дают ребенку понимание ценности процесса обучения.

Сейчас эти ребята оканчивают 6‑й класс. И результатом совместного труда родителей, педагогов и детей являются следующие успехи:

– сформированный и сплоченный ученический коллектив;

– стабильно высокое количество учеников, успевающих на «4» и «5»;

– высокая мотивация детей, участвующих в олимпиадах по всем предметам;

– высокие и повышенные результаты предметных диагностик (читательская грамотность, математическая грамотность);

– способность конструктивно взаимодействовать и общаться друг с другом, управлять собственной деятельностью;

– вера в успех.

На наш взгляд, такой целостный подход, предполагающий внимательное отношение к каждому ребенку, раскрытие его способностей, сотрудничество и сотворчество, наилучшим образом отвечает требованиям и ценностям современного образования.

Сона ГЕВОРГЯН, учитель музыки, классный руководитель 6‑го класса школы №625;
Галина ЛУЦЕНКО, учитель русского языка и литературы школы №625

Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».