Отец мой – он в руках со шпагой,
Собрав отважнейших в рядах,
Зажжённый мост прошёл с отвагой
Противу шведов на штыках!
Мой дядя – верный страж закона,
Прямой министр, прямой поэт –
Высок и прям стоял у трона,
Шёл смело в царский кабинет!
А я, безвестный стихотворец,
Не князь, а просто дворянин,
В Сенате был единоборец –
За правду шёл за всех один!
(М. Дмитриев. «Мономахи»)
Непроизвольно, ненароком, а может быть, наоборот, с каким-то тайным умыслом Михаил Дмитриев (23.05.1796 – 15.09.1866) в своей стихотворной родословной, концовка которой только прочитана, пошёл по стопам Пушкина. Здесь тот же ритм, та же стилистика и почти та же тональность, что и в пушкинской «Моей родословной». У Александра Сергеевича: «Не академик, не профессор: я просто русский мещанин…»
У Михаила Александровича: «А я – безвестный стихотворец, не князь, а просто дворянин!» Всё это весьма загадочно, ибо, в чём другом, а уж в подражательстве Дмитриева едва ли можно обвинить.
Михаил Александрович Дмитриев сын полковника Александра Ивановича Дмитриева родился 23.05.1796г. в селе Богородском. Семи недель от роду был записан в Семёновский полк. Девяти лет оставшись круглым сиротой, Михаил Дмитриев был взят на воспитание дядюшкой, старшим братом отца, Иваном Ивановичем, известным российским поэтом. В 1811 году определён был в Благородный пансион при московском университете, где царила атмосфера литературного творчества. Не прошли бесследно для отрока и юноши и его встречи с навещавшими дядюшку Карамзиным, Жуковским, Вяземским, Батюшковым, Василием Львовичем Пушкиным.
Так что не случайно стал он сторонником «Арзамаса» в борьбе последнего с архаистами «Беседы любителей русского слова». Вместе с товарищами, студентами университета, где он продолжил образование. Дмитриев-младший (позднее Вяземский дал ему ироническое прозвище «Лже-Дмитриев») организовал литературное «Общество громкого смеха», председателем которого его избрали. Дух критического отношения к российской действительности, витавший на бурных и весёлых заседаниях «Общества», оказал влияние на выбор Михаилом Александровичем общественно-политической позиции.
Бросив службу в архиве иностранной коллегии, Дмитриев вдруг поступает в Московский надворный суд, куда несколькими годами ранее устроился лицейский товарищ Пушкина Иван Пущин, отказавшийся от блестящей карьеры ради защиты интересов простых людей. 31.12.1814г. производится в титулярные советники. 31.12.1839 Дмитриев действительный статский советник и оберпрокурор 7-го департамента сената. В отставку он выйдет 25.02.1847года.
Насколько известно, первым произведением Дмитриева-младшего, увидевшим свет, стал перевод с французского басни Жана Пьера Флориана, напечатанный в 1815 году. В студенческие годы и позже писал он эпиграммы, пародии, сатиры и элегии. И если на его творчество бросить ретроспективный взгляд, то нетрудно заметить, что поэт, как и Пушкин, испытывал влияние и классицизма, и сентиментализма, и романтизма.
Отчего же тогда Дмитриев критически воспринял романтизм Пушкина? Думается, потому, что лицейский питомец, бывший на три года младше его, быстрее миновал литературные «пристани». Когда один, образно говоря, отчаливал, другой только подплывал. Примерно то же самое произошло и с грибоедовским «Горе от ума». Дмитриев, как поначалу и Пушкин, оценил комедию не очень высоко, считая её чуть ли не клеветой на московское общество. Его явно испугал реализм «Горя». А много лет спустя он и сам причалил к этой пристани.
Конфликт между поэтами пушкинского круга, с одной стороны, и Дмитриевым с Писаревым, с другой, возник, когда вышел в свет пушкинский «Бахчисарайский фонтан» с предисловием Вяземского. Михаил Александрович на страницах «Вестника Европы» вступил с Петром Андреевичем в спор относительно сущности романтизма (при этом, однако, поэму Пушкина он назвал прекрасным стихотворением). Вяземский ответил со страниц «Дамского журнала».
Сам Александр Сергеевич в эту «войну» не вмешался, он только подначивал Вяземского, да в «Письме к издателю «Сына отечества» заявил, что считает предисловие подарком. Не отвечал Пушкин Дмитриеву и тогда, когда последний нелестно отозвался о «Кавказском пленнике», о «Чёрной шали». Может быть, он был согласен с обвинением в легковесности этих творений.
Реакция Александра Сергеевича в печати на критику Дмитриева появилась лишь после разбора Михаилом Александровичем четвёртой и пятой глав «Евгения Онегина» в «Атенее», да и то не сразу, а только при издании всего романа целиком, причём в примечаниях.
Литературоведы эту сдержанность Пушкина объясняют по-разному. И просто нежеланием оправдываться. И согласием с критическими замечаниям Дмитриева. Второе объяснение мне (Вадим Соколов) представляется более убедительным.
Пушкин отдавал дань уму Дмитриева-младшего, его несомненного таланта литературного критика. Литературное наследство Михаила Александровича Дмитриева, почти забытое в наше время, обширно, разнообразно и вызывает интерес как отражение целой эпохи. У него немало произведений, направленных против самодержавия и крепостничества. Например, написанное в 1858 году стихотворение «Кнут», проникнутое сарказмом и заканчивающееся словами:
Меж нами действуя свободно,
Пришлец – в России вековой –
Ты лучший страж любви народной
И власти верный часовой!
Для историка немалую ценность представляют Дмитриевские «Мелочи из запаса моей памяти» - собственные воспоминания и записи воспоминаний представителей предыдущего поколения. Особое место в его творчестве занимает огромный, из пятидесяти произведений, поэтический цикл «Московские элегии». Михаил Александрович большую часть жизни прожил в Москве, старую столицу любил истово, пламенно. И в своих элегиях оставил нам очень красочные картины московского быта. В отличие от грибоедовского «Горя от ума» в них показаны не только тёмные стороны столичной жизни.
Этого, видимо, было достаточно ныне живущим москвичам, чтобы они забыли «певца Москвы». Даже место его погребения в Свято-Даниловском монастыре затеряно. Впрочем, не он первый, не он последний. Умер М.А.Дмитриев после тяжкого и продолжительного недуга на 71 году жизни. Три раза был женат, в том числе на девице Велиминовой-Зерновой, и имел детей от каждого брака.
Подготовил Борис Евдокимов
Литературные источники:
1. Вадим Соколов «Рядом с Пушкиным: т.1. Изд. «Тверская 13».
М.1989
2. Русский биографический словарь. Репринтное издание 1916