Найти тему
Дом Свечей

Критика во благо. Рассказываем, как правильно реагировать на критические замечания и выносить из них пользу

К критике можно относиться по-разному. Но в большинстве случаев нам трудно дается восприятие чужой критики.

Услышав замечание или неприятные высказывания в свой адрес, мы можем испытывать злость и раздражение, ведь мы воспринимаем слова критика как нападение и нарушение своих личных границ.

Мы можем ответить также колкостью или злым сарказмом, подчеркнув недостатки другого. Поступая таким образом, мы стремимся обелить себя и как-то оправдаться.

Но это неверная стратегия, потому что, во-первых, так мы разжигаем конфликт. Во-вторых, демонстрируем свою слабость, т.к. стремимся оправдать себя. В-третьих, возвышаем своего оппонента, подчеркивая значимость его обидных слов своей бурной реакцией.

Давайте узнаем, как правильно реагировать на чужую критику, чтобы вынести из нее максимальную пользу для себя, не испортив своей репутации и сохранив внутренний покой и невозмутимость.

Конструктивная или деструктивная критика?

Прежде, чем определиться с тактикой своего поведения в ответ на чужую критику, важно разобраться с характером данной критики.

Если критика основана на объективных фактах и логических доводах оппонента, то ее можно считать конструктивной.

А вот если критика нацелена лишь на то, чтобы причинить нам боль, унизить, пошатнуть уверенность в себе и пр., то она деструктивна.

Важно понять конечную цель оппонента. Если он действительно хочет разобраться в ситуации, разъясняет свою позицию, ищет оптимальные пути выхода и искренне стремиться решить возникшую проблему, то стоит пойти ему навстречу.

В таком случае, чтобы оставаться продуктивным в столь неприятной для себя ситуации, необходимо сохранить хладнокровие и не принимать критику слишком близко, как личный укор.

Важно сделать выводы и подумать над тем, как действовать дальше, внеся соответствующие коррективы в свое поведение.

Если критика звучит слишком грубо, унизительно и нетактично, если она полностью пропитана негативными эмоциями оппонента и в ней нет желания решить проблему, то нужно поступать иначе.

Очень важно понять истинные мотивы поведения, что скрывается под этой манипуляцией, облаченной в критику.

Прислушиваясь к словам агрессивного критика, важно сохранить самообладание. Спокойствие – это самое верная защита собственного достоинства.

Чужие унижения и оскорбления не стоит впускать в свое сердце, ведь наша самооценка никак не должна зависеть от мнения окружающих. К словам критика-манипулятора прислушиваться не нужно, их стоит полностью для себя обесценить.

Спокойно выразить ответное мнение

Когда мы сталкиваемся с чужой критикой стоит отдавать себе отчет в том, что все люди очень разные, у каждого из нас есть свое мнение. Более того, между людьми нет полного взаимопонимания, и нам далеко не всегда понятны мотивы чужого поведения.

Если мы видим, что человек не понял наших действий просто потому что не может поставить себя на наше место, то важно обозначить свою позицию и объяснить критику мотивы своего поведения.

Спокойно разъяснив ситуацию, мы позволим нашему оппоненту взглянуть на нее с нашего ракурса. Это может обернуться компромиссом и примирением или приведет к еще большему несогласию в случае полярности мнений. Тогда каждый останется при своем.

Не оправдываться

Если мы слышим критику в свой адрес не нужно оправдываться, так мы сразу ставим себя в позицию слабого.

Оправдываясь, мы также подчеркиваем свою неуверенность. Кроме того, не нужно спешить отвечать на критику. Поспешный ответ перебивает слова критика, который не успевает выразить свою точку зрения до конца.

Это лишает нас возможности в полной мере понять его точку зрения и не дает увидеть важных деталей, а значит мы не сможем полноценно объяснить оппоненту свою позицию.

Выразить благодарность за критику

Если мы встречаем действительно конструктивную критику, то стоит поблагодарить человека за его честность.

Объективный взгляд со стороны – это большая редкость, ведь сам человек не всегда может увидеть свои слабости и недостатки, над которыми ему стоило бы работать.

Важно подчеркнуть, что мы ценим добрые намерения критика и его мнение. Можно пообещать ему, что мы прислушаемся к его словам и выразить надежду, что и впредь мы сможем с ним также открыто обсуждать любые недоразумения.

Разделять эмоции и конструктивное зерно критики

Когда человек делает нам замечание он нередко находится под влиянием эмоций, ведь наши действия определенным образом причинили ему дискомфорт.

Мало, кто умеет полностью контролировать свои эмоции, поэтому тон критики может быть не очень приятным.

Если в критических замечаниях есть конструктивное зерно, то не нужно воспринимать их нападением. Это не попытка критика встать в конфронтацию, а потребность донести свою позицию, пусть даже в эмоционально окрашенной форме.

Однако если в основе критики нет желания найти решение, а сквозит только агрессия, то принимать ее во внимание не стоит.

Игнорирование

Злая деструктивная критика призвана сбить нас со всего пути. Посеять корень сомнения в верности выбранной стратегии. Так манипулятор желает управлять нашим поведением, чтобы получить от нас то, что нужно ему, а не нам.

Поэтому лучшее, что мы можем сделать в данном случае – это полное игнорирование. Нельзя едким словам хитрого критика дать проникнуть в наше сознание и заставить нас испытывать разочарование и тревогу, страх и неверие.

Если бы известные музыканты, художники, писатели и прочие известные люди позволили чужим критическим замечаниям управлять собой, то их творческий след не остался бы в истории. Они бы просто растворились в забвении, не подарив людям свой талант и свою уникальную точку зрения на этот мир.

Встречные вопросы

Чтобы разобраться в истинных намерениях критика, важно прояснить его позицию, задав серию встречных вопросов.

Дополнительные вопросы поставят в тупик тех, кто не имел под своей критикой истинного желания найти компромисс, а искал способ реализовать свои корыстные цели через манипуляцию.

Необоснованная критика в миг разбивается о ряд резонных вопросов. Если критик не готов подкрепить свои обвинения конкретными фактами и объективными аргументами, то слова его ничего не стоят.

Бывает и так, что, не найдя подтверждения своим обвинениям, критик вдруг сам осознает немотивированность своих нападок и приносит извинения.

Взять паузу на размышления

Если мы встречам критику, с которой не вполне согласны, то не нужно давать поспешных обещаний о готовности исправиться.

Нужно взять время на размышления, сообщив оппоненту, что мы вернемся к этому разговору чуть позже.

Воспользовавшись временем на обдумывание, мы можем разработать стратегию своей защиты, подобрать аргументы в пользу своей позиции.

Теперь мы знаем, как правильно реагировать на критику в свой адрес, чтобы почерпнуть из нее пользу и не принимать в расчет те слова, что не имеют под собой конструктивной основы.

Компания «Дом Свечей» желает всем гармонии.

А чтобы сохранять доброе расположение духа и быстрее справляться с негативными эмоциями, используйте ароматы.

Приятный аромат в миг меняет наш настрой и дарит улыбку.

Заходите на сайт, чудесные интерьерные парфюмы ждут Вас.

#психология #общество #советы #интересное