Найти тему
ФолкиЯ

Пасхальный хлеб

Такой хлеб пекли обычно из пшеничной муки, чаще всего круглым или сдобным.

У жителей России такой пасхальный хлеб из сдобного пшеничного теста назывался куличом, а у украинцев и белорусов пасхой. Хлеб имел форму цилиндра, т.е. круга и довольно высокого. Сверху делали украшение в форме креста, реже украшали цветами, венками и птицами. Форму цилиндра связывают с хлебом артос (квасной хлеб) который выпекали в Великую субботу из кислого теста в виде большой просфоры с крестом сверху, который символизировал невидимое присутствие Иисуса Христа.

И сегодня во время пасхальных служб его освящают и ставят на особом столике на все время Светлой субботы. После литургии артос дробится и раздается молящимся как святыня. Обычно его хранили за иконой целый год и использовали в качестве лекарства.

В России с куличом связан обычай «величать Пасху». В праздник, когда церковный притч обходил село с иконами, селяне ставили во дворе вверх дном дежу, накрывали её скатертью и сверху клали пасхальный кулич.

Иконы выносили во двор и становились с ними вокруг дежи с куличом, после чего домочадцы по очереди прикладывались к иконам.

Однако приготовлению кулича сопутствовало большое количество запретов, предписаний и обрядов. Особенно широко эти обряды были известны в Карпатах, на Украине и в Словакии. Пасхальный хлеб иногда выпекали в Страстной четверг, но чаще в Страстную субботу. В Карпатах хозяйки сажали «пасху» в печь на специальной лопате и обязательно в рукавицах. В Польше женщины, перед тем как приступать к приготовлению кулича выгоняли из дома всех мужчин, чтобы те его не сглазили . Во Воронежской губернии во время выпечки куличей хозяйки специально запирали двери, чтобы не вошел никто чужой, иначе считалось, что куличи не получатся.

Также бытовало поверье, что чем выше получался кулич, тем успешнее для хозяев будет год. Для этого хозяйки, когда сажали «пасху» в печь прищелкивали языком и подпрыгивали, чтобы та получилась высокой. На Украине хозяйки остерегались садиться во время нахождения «пасхи» в печи, так как думали, что та тоже осядет. Если по какой-то причине «пасха» опускалась, трескалась проваливалась по середине, то в доме ожидали несчастья. У восточных славян считалось, если «пасха» получалась полой внутри, то это предвещало смерть.

На юге России хозяйки, при сажании «пасхи» в печь, символически изгоняли домашних насекомых: они махали хлебной лопатой во всех углах дома и приговаривали «Жуки, клапы, тараканы, вон из хаты, пасха идёт в печь».

Пасхальный хлеб съедали дома в семье. Иногда односельчане обменивались кусками кулича друг с другом. Жители Полесья отдавали самый первый кусок хлеба кошке и собаке в честь воспоминания о том, что именно они выпросили у Бога хлеб на свою долю.

У словаков было принято не резать, а ломать все пасхальные угощения и есть их без столовых приборов руками.

-2

Иногда пасхальный хлеб закапывали в землю, так как считалось, что от этого урожай станет лучше. В Карпатах после возвращения из церкви обязательно заходили с освященной «пасхой» к скотине и проводили ей по хребту коровы или быка.

Пасхальный хлеб клали на голову дочери-невесте, чтобы она была почитаема людьми, а в мешок из которого вынимали освященный хлеб опускали ребёнка, чтобы он рос так же быстро как растет «пасха». На Львовщине хозяйка, вынув «пасху» из печи, ненадолго засовывала в печь руки и ноги, чтобы те были здоровыми.

Если от приготовления оставалось тесто, то им рисовали на дверях и стенах кресты, которые служили оберегами от несчастий, пожаров и зла.

В южно- и западнорусских областях бытовало поверье о том, что животное, которое проглотит хотя бы одну крошку освящённого кулича изменит свою сущность: курица запоет петухом, а мышь превратится в нетопыря (нетопырь - крупная летучая мышь).

Славянские древности том 5, этнолингвистический словарь под общей редакцией Н.И. Толстого. Российская академия наук, институт славяноведения.