Найти тему
ФолкиЯ

Верба в верованиях славян

Вербное воскресение является верным знаком приближения Пасхи. В этот день, придя в храм на службу, можно получить веточку освящённой вербы.

Здесь мы разберём как связана верба с Пасхой и какие были ее другие назначения в быту славян.

Иначе Вербным Воскресением обозначается Вход Господа в Иерусалим. В этот день Иисус въехал в город верхом на осле. Накануне Господь воскресил Лазаря, поэтому жители города, впечатлённые этим событием, радостно встречали Спасителя и бросали под ему под ноги пальмовые ветви.

Но так как в России пальмы не растут, то используется верба - одно из первых весенних растений.

В народной культуре верба символизировала жизненную силу, плодородие и здоровье. Считалось, что молодая и освященная верба предохраняет от стихийных бедствий, несчастий, нечистой силы и болезней. Но вместе с этим, старую вербу считали пристанищем чертей, водяных и прочей нечисти.

Сербы-пастухи в День Сорока мучеников стегали скот ветками вербы, приговаривая при этом «Будь здоров, как кизил, и расти как верба!». Это же заклинание произносили парни и девушки стегая друг друга ветками. В Юрьев день женщины опоясывались вербой, чтобы на будущий год выйти замуж и забеременеть.

Ветки вербы, освященные в Вербное воскресение защищали от грома грозы и других погодных ненастий. На Руси верили, что ветка вербы которую бросили против ветра прогонит бурю, брошенная в огонь - усмирит его, а посаженая в поле - убережет посевы. Также, чтобы остановить град нужно выбросить вербу в окно.

Серба и поляки делали из вербных веток кресты, которые втыкались в землю с целью оградить урожай от несчастий.

В Белоруссии освященную вербу хранили за иконами весь год до нового Страстного понедельника. Затем ее сжигали у образов и ставили новую освященную.

Все славяне приписывали освященной вербе целительную силу. В Сербии и Македонии крестьяне опоясывались ею во время пахоты в поле, чтобы «спина не болела». Витебские белорусы делали из нее и можжевельника отвар, который пили при больном желудке, лихорадке, делали примочки при ушибах и опухолях.

В Польше в вербе просверливали дырку и больной три раза вдувал в нее болезнь. Затем ее закрывали колышком. Болезнь могла передаться только тому человеку, который эту дырку откроет.

Однако, в тех же Польше, Сербии и Македонии старую вербу считали проклятым деревом, так как она не дает плодов и тени. По легенде именно из вербы были сделаны гвозди для креста, на котором был распят Иисус. В наказание за это верба стала бесплодной, трухлявой и с кривым стволом.

Белорусы верили, что с Крещения и до Вербного воскресения в вербе сидит черт; словаки полагали, что водяной сиди на самой высокой вербе и высматривает себе жертву.