Найти в Дзене

Вологда открывает свои тайны. Часть 4

Горегляд Владимир Зотиевич
Горегляд Владимир Зотиевич

Друзья, хочу затронуть одну тему, которая может вызвать неоднозначную реакцию и раздражение у некоторого круга товарищей. Итак, за день мы посетили пять объектов реставрации в г. Вологда и все эти пять объектов выполнили местные реставраторы по заказу частного бизнеса, т.е. заказчиком выступали предприниматели. Нам не показали ни одного объекта, где бы заказчиком выступало государство.

Всего в Вологде видели-смотрели пять объектов, примерно таких
Всего в Вологде видели-смотрели пять объектов, примерно таких

В сухом остатке – два объекта в работе, а три уже сделаны и функционируют (про крайний объект не писал дабы не повторяться). Собственно, в данном случае функция государства сводится к согласованию проекта реставрации и к контролю за работами. В Карелии тоже есть частный инвестор, но эта история из области «Красной книги» и зверь сей очень редок. В основном инвестирование в реставрацию идет за счет государевых средств.

ООО "Вологодские реставраторы" трудятся в Кижах и делают такие красивые объекты - дом Тита Серова
ООО "Вологодские реставраторы" трудятся в Кижах и делают такие красивые объекты - дом Тита Серова

Если честно, то мастерам-реставраторам без особой разницы, кто им принесет денюжки в клювике. Везде есть свои издержки и плюсы, все финансы принимаются и даже в любой валюте. Мастерам-реставраторам надо жить, зарабатывать и кормить коллектив. Они будут искать любые заказы и не обязательно в границах своего города. Например, «Вологодские реставраторы» с удовольствием работают в Кижах, в Карелии и т.п.

Тут возникает интересный вопрос: в Вологде вообще нет государственного финансирования объектов или просто мы про это пока не знаем? Может вообще все в Вологде частное и нет объектов в государственной собственности? Или все эти объекты уже отреставрированы?

Пока вопросов больше, чем ответов. Пока я видел, что реставрацией занимается только частный бизнес. Кстати, это очень опасно по нескольким причинам. Первая и она же основная – желание частного бизнеса (любого и в любой стране) вложить поменьше и получить побольше. Не открою великой тайны, что реставрации объектов подобного масштаба (двухэтажные дома) стоят десятки миллионов рублей, может перевалить и за сотню. Кроме этого, надо отреставрированный дом наполнить еще товаром (цветами, кофием, пивом), что тоже стоит немалых денег. А потом еще и получить с объекта прибыль.

Галерею можно полистать

Так или иначе я не увидел в Вологде реставрацию за государственный счет. Может она и есть, просто не увидел. Зато я увидел (и все увидели) музей деревянного зодчества «Семёнково». Был прекрасный субботний день, апрельский и теплый, почти без ветра – идеальный день. Семёнково в 15 минутах от города, дорога тоже идеальная – федеральная трасса на север. Всё, казалось бы, идеально, за исключением пустого музея, т.к. были только мы и с десяток посетителей. Вот, наверное, дальше говорить ничего не надо. Пустой музей – более четкого маркера придумать невозможно.

Про «Семёнково» я слышал и раньше. Больше всего в «Семёнково» мне нравится само название. Оно одновременно и теплое, и загадочное.

Сразу обозначу свою позицию – музей хороший и люди в нем работают просто золотые, но реально не раскрученный и от этого периферийный. В этом плане музей «Кижи» просто супер раскрученный и популярный. А крутит кто? Мы.

Картинка красивая, но ведь это просто лужа, очень большая лужа. За креативность пять)
Картинка красивая, но ведь это просто лужа, очень большая лужа. За креативность пять)

Странно все это. Иметь в активе хорошую вещь и не заниматься, а тупо унаследовать от Советской власти и не знать, что дальше делать. Кстати, кто-то из наших поинтересовался о бюджете на реставрационные работы в музее. Ответ – очень мало (цифру озвучивать, реально крохи). И сложилось личное впечатление, что Семёнково живет до сих пор за счет неравнодушных профессионалов, не благодаря, а вопреки.

Похожая картина когда-то была и в Кижах, но в самом начале 2000-х музей стал федеральным (читай, имперским) и получает сейчас достойное финансирование. По слухам, музей «Кижи» 10 лет рыхлил почву всякими доступными и недоступными путями, чтобы в 2000 году стать федеральным музеем. Что это дало? Как минимум в три раза увеличился штат музея и финансирование стало напрямую из Москвы, а не из дотационного бюджета Республики Карелия. Говорят, что о начальстве нельзя говорить плохо, мол прилетит по шапке и т.д. и т.п. Тогда у меня законный вопрос – а сколько Республика Карелия вложила денег в реставрацию символа Карелии, в Преображенскую церковь? Ответ – вложила только наилучшие пожелания.

Что делать с популяризацией Семёнково я не знаю. Нужна стратегия. Стратегию местные не напишут (если бы могли, давно бы написали). Для того чтобы написать стратегию надо внимательно смотреть чужой опыт. Но если это никому не надо, то даже самая хорошая стратегия ляжет в стол.

Галерею можно полистать

Тем не менее встречали нас очень радушно, и экскурсия была просто отвал башки и прочих частей тела. Степан Александрович (принимающая сторона, начальник отдела реставрации) пел соловьем часа четыре, будто в запасе у него еще оставалась информация часов на 40-50. Все очень подробно и актуально, все знает и умеет, умеет подать материал. Реально, без Степана Александровича музей был бы деревней, а с ним стал кладезем информации и расцвел яркими красками и рассказами.

Не поленился, залез на официальный сайт музея, изучил. Очень, очень мало сотрудников. Соответственно делают все что могут и даже чуть больше. Даже есть то, чего нет в музее «Кижи».

Галерею можно полистать

Традиционно порадовала вологодская наглядная информация. Стенды с QR-кодами откровенно порадовали. Правда они после зимы чуть ушатались, но это мелочь, можно быстро заменить на свеженькие. Но это ягодки, цветочки были в домах.

В домах топятся печи! Еще раз, они топятся. Дело в том, что в музее «Кижи» любое упоминание о том, что печки должны топиться расценивается как кощунство и определенно является музейным смертным грехом, где в качестве чертей выступает одно силовое ведомство. Короче, запрещено печи топить. Летом то фиг с ним, а вот осенью, зимой и весной в домах страшный дуб-колотун для туристов, чего не скажешь о Семёнково. Там тепло и хорошо, там печка дает тепло и уют в доме. Естественно, поинтересовались как так, где ваши черти? Говорят были, пальцы гнули и предписания писали. Семёнковцы не струхнули и через суд выбили себе право топить печи.

Когда в доме тепло - лепота!
Когда в доме тепло - лепота!

Кстати, в самих печах ничего пожароопасного то нет. Все опасности в дебилах, которые не умеют пользоваться приборами – печами, автомобилями, станками, пилками для ногтей и т.д. Если печь топить по уму и следить за ней (господи, сложность то какая), то никогда она ничего не спалит. Но по русской традиции легче запретить, чем научить. В общем зауважал, молодцы Семёнково!

В качестве рекламы: если хотите увидеть старинный дом с настоящей печью (которая работает) – приезжайте в Семёнково. А также там еще мельницы крутятся.

Мельницы похоже являются отдельной гордостью музея. Они в рабочем состоянии, хоть производство открывай по помолу муки. Может не все пока отлажено, но это уже не столь важно, основные механизмы работают. Много еще можно рассказать хорошего, но лучше посетить музей и желательно с хорошим экскурсоводом.

Треть музея только в проекте, только на рисунке. Может лет через сто доведут до ума, сомневаюсь. Но это не зависит от сотрудников музея, тут нужны тузы.
Треть музея только в проекте, только на рисунке. Может лет через сто доведут до ума, сомневаюсь. Но это не зависит от сотрудников музея, тут нужны тузы.

Из маленького и большого негатива. Из большого, насколько я уловил, Сёменково сформировано не полностью, отсутствует треть архитектурной экспозиции. Даже не стал задавать вопрос про «когда все это планируется», т.к. сам варюсь в этой каше и сам же могу ответить, что «не при нашей жизни». Хочется ругаться матом и очень громко! Поясняю. Памятники деревянного зодчества в магазине не продаются и их надо везти с мест, с деревень. А на местах они тоже разрушаются, причем значительно быстрее, чем в том же музее. Скоро везти будет нечего, надеюсь эту простую мысль прочитают те, кому надо прочитать. Прочитать и понять, а потом бегом работать.

Вот они, настоящие Семёнковцы!)))
Вот они, настоящие Семёнковцы!)))

Из мелкого, ребята, сделайте курилку со скамейкой. Вот реально чуть посидеть и потупить реально негде. Туалет у вас очень хороший, но опять же один и далеко. Вся эта курительно-туалетная тема очень долго была со знаком минус в моем музее «Кижи» и решили оную только в 2014 году. Но решили же, теперь никаких нареканий.

А так у вас все здорово, я в вас верю!

Продолжение следует. Продолжение тут

P.S. «Вологда. Знать её — означало любить её»