Найти в Дзене
Авиахаб

Лучший в мире памятник самолёту Бе-12

Это, наверное, самый идеально выглядящий памятник Бе-12 в мире. Находится в Калининграде, на территории Музея мирового океана. Гидросамолёт появился в музее 25 августа 2014 г., а как экспонат стал доступен для просмотра с 5 мая 2015 г.

Бе-12
Бе-12

Что известно по истории борта (микс официальной и неофициальной инфы): последний вылет совершил в 1998 г., выведен из боевого состава морской авиации Балтфлота и помещен на аэродром в Храброво (аэропорт Калининграда). Избежать распила на цветмет удалось. Самолёт попал в музей. Местные авиаторы (и эксперты около того) говорят, что самолёт летал раньше с гидроаэродрома Коса, который находится под Балтийском (нем. Пиллау). Аэродром строился ещё немцами для базирования сухопутных и гидросамолётов и назывался Нойтиф. С 1945 года стал советским и работал на охрану западных рубежей СССР и дружественной социалистической Польши. В 1990-е, как водится, полк расформировали, аэродром забросили. Потом собирались восстановить, но не вышло. Почему - вопрос. От этого аэродрома до польской уже недружественной границы всего 30 км. А ещё туда можно добраться только на пароме - потому что Коса не только название, но и география: объект реально находится на морской косе. Автор туда очень хочет попасть, а когда у него это получится, вы посмотрите видео с этого уникального аэродрома. Впрочем, это уже вообще другая тема, а не про Бе-12.

-2

Интересная схема уборки шасси у самолёта, хотя, может у всех так было в то время? Первый испытательный полёт Бе-12 совершил ещё в 1960 году.

-3

Вход в музей, кстати, платный. Платить я не стал. Из-за забора отлично всё видно и даже телефона хватает, чтобы фото сделать.

P.S. Во всей этой истории, когда я изучал судьбу конкретного борта, меня поразили два факта: в 1930-е годы немцы уже профессионально строили гидроаэродромы. Гидрокомплекс аэродрома Нойтиф был оборудован подводной подсветкой, а также по дну были проложены длинные перфорированные трубы, куда подавался воздух, который поднимался пузырьками наверх и рисовал этакие кипящие полосы на воде. На воде разметку ВПП не нарисуешь краской - вот немцы и рисовали воздушными пузырьками. И это всё делалось для облегчения посадки гитлеровских гидросамолётов. Хотя советские войска взяли аэродром почти в идеальном состоянии без боя, немецкие ноу-хау уже не использовали. Бе-12 летали по-простому - без подводных подсветок и пузырьков.

И второй момент: была снята громада советских и российских фильмов про войну. Не помню ни одного, где показали бы фашистский гидросамолёт. На фото ниже как раз такой и именно на аэродроме Нойтиф в Пиллау, который потом стал Коса в Балтийске.

-4

Ну как вам вся эта история?