Найти в Дзене
АКАМ:CRM

Процесс сложной продажи услуг в CRM

Оглавление

Расчеты услуг и выполнение работ – взаимодействие менеджера по продажам с техническим специалистом, не выходя из сделки по продаже (проектный кейс CRM)

Автор: Бадиков Александр

Зачастую менеджеры отдела продаж, при продаже услуг или оборудования, не имеют компетенций определять цену своего продукта – этим занимаются сотрудники, которые работают непосредственно с этим продуктом – инженер или технический специалист. В связи с этим менеджер перед предоставлением коммерческого предложения клиенту, запрашивают у инженера информацию по оказанию необходимых услуг, их стоимости и возможности выполнения работ.

Данный процесс не всегда налажен прозрачно, ведется в почте и рассчитывается в EXCEL-файле. Для менеджера, как и для компании необходимо как можно быстрее продать свои услуги, но пока инженер получит письмо и когда у него появится желание обработать запрос от менеджера в EXCEL-файле, может пройти вечность. К тому же, этот процесс никак не контролируется, когда письмо было отправлено, когда был звонок с просьбой рассчитать запрос - длительное ожидание с просьбами переходят в гнев менеджера и яростные звонки инженеру.

- а? запрос рассчитать? Сейчас глянем (завтра, может быть)...

Выглядит это примерно следующим образом (пример с проекта по внедрению CRM):

-2

Где:

 - менеджер по продажам
 - менеджер по продажам
 - технический специалист (Инженер)
 - технический специалист (Инженер)

Решение:

Да, выглядит ужасно. К счастью, решение для взаимодействия менеджеров с инженерами есть, или по крайней мере мы его нашли. Представим себе идеальную ситуацию, где сотрудники работают как механизмы в часах:

Менеджеру поступил запрос на оказание услуг, он в свою очередь отправляет запрос расчет услуг инженеру или группе инженеров, которые рассчитают услуги сразу после поступления запроса.

Менеджер, получая уведомление о готовом расчете, формирует коммерческое предложение и отправляет клиенту. Все это выполняется в одном пространстве, в одной программе, в одной сделке.

Далее, клиента заинтересовало предложение, и он готов сотрудничать. После поступления оплаты, менеджер в существующей сделке, буквально одним кликом создает работу для инженера. Инженер рассчитывающий услуги получает уведомление о проведении работ может приступать к работе, а по завершению – завершить. Менеджер соответственно будет об этом уведомлен, после чего сформирует акт выполненных работ.

Данное решение возможно реализовать в 1С:CRM.

Пример реализации на 1С:CRM

Во-первых, 1С CRM можно и нужно интегрировать с почтовым клиентом; возможно настроить интеграцию поступивших заявок с сайта на почту; а также интегрировать вашу АТС с системой Софтфон на базе 1С (подробнее в нашей статье Телефония в 1С:CRM). Данный подход минимизирует количество взаимодействий пользователя с различными системами, а точнее объединит всю работу в одной системе - 1С.

Во-вторых, реализуется автоматизированное рабочее место Менеджера в формате Канбан доски, благодаря ей, менеджер контролирует все свои сделки по продажам, в разрезе статусов, клиентов дат и сроков. Также на панели кнопок есть возможность добавить необходимые вкладки для быстрого доступа к документам. Аналогичное АРМ реализовано и для инженеров (представлено на следующих скриншотах).

АРМ Менеджера по продажам

-5

АРМ Технического специалиста:

-6

Далее рассмотрим формирование заявки менеджера и расчета технического специалиста в нашей разработке, на примере продаж пластиковых окон:

Непомнящий Алексей обратился в компанию с проблемой пластиковых окон от застройщика и просит заменить и установить более качественные пакеты. Менеджер на основе звонка/ почтового сообщения или заявки с сайта формирует заявку (далее интерес), заполнив все необходимые аналитики и прикрепив файлы – вложения.

-7

Из созданного интереса менеджер может направить уточняющую информацию клиенту, запланировать встречу, также прикрепить документы и отправить запрос на расчет инженеру или группе инженеров по соответствующей кнопке:

Первоначальный вид карточки интереса менеджера:

-8

После нажатия кнопки «отправить на расчет», создается подчиненная карточка сделки для инженера, который уже в свою очередь выполнит замеры (если необходимо) и рассчитает стоимость услуг:

-9

Карточка сделки менеджера сменит статусное состояние на «расчет» автоматически, а после того как инженер выполнит расчет, состояние сменится на «Расчет предоставлен», это позволяет менеджеру по продажам контролировать все свои сделки на всех этапах должным образом.

В типовом решении 1С CRM реализованы обсуждения – в каждом интересе есть возможность написать сообщение, адресованное пользователям системы, таким образом менеджер и инженер могут вести живую переписку и своевременно уведомлять друг друга.

-10
После автоматического создания интереса по расчету инженера, инженер открывает его в своем АРМ, ознакомившись с информацией, берет в работу или перенаправляет на другой отдел/другого сотрудника.   
После автоматического создания интереса по расчету инженера, инженер открывает его в своем АРМ, ознакомившись с информацией, берет в работу или перенаправляет на другой отдел/другого сотрудника.   

После того как инженер взял интерес в работу, он может выезжать к клиенту для замеров (возможно также добавить соответствующий статус благодаря гибкой доработке 1С CRM), запросить доп. информацию у менеджера (по соответствующей кнопке) или же приступить к расчетам во вкладке «расчет по вариантам»:

-12

Расчет по вариантам реализован для возможности рассчитывать нескольких вариаций услуг, одну из которых в дальнейшем выберет менеджер для согласования КП с клиентом - данный подход настраивается индивидуально под бизнес задачу.

Рассмотрим вариант расчета услуг. Инженер выбирает необходимые услуги из списка номенклатуры, которые отображаются в зависимости от направлений (в нашем случае направление «Новостройки», следовательно, отображаются те услуги, которые выполняются для новостроек:

-13
-14

Услуги могут быть как сгруппированы, так и разделены, коэффициент также настраивается и может быть скорректирован инженером. Добавив услуги и рассчитав их стоимость – фикс (остальные аналитики рассчитываются автоматически), инженер завершает расчет по соответствующей кнопке:

-15

После меняется состояние интереса инженера на «Расчет завершен», а состояние интереса менеджера на «Расчет предоставлен», также информация по расчету услуг передается в интерес менеджера, после чего менеджер, получив уведомление может приступить к формированию КП, а далее создания заказа клиента и счета на оплату.

Тем временем интерес менеджера:

-16

Появляется вкладка «Расчет услуг», рассчитанная инженером, где менеджер может скорректировать суммы, по услугам (есть возможность ограничения действий).

После формирования КП, состояние интереса переходит в «Согласование КП» из которого уже можно создать работу для инженера. При нажатии кнопок «Создать» далее «Работа» Формируется новый запрос на выполнение работ инженером.

-17

Процесс создания работ выполняется после выбора услуг, по которым будут производится работы, а также выбора или создания договора:

-18

После заполнения данных, созданная работа отобразится в ленте интереса менеджера:

-19

А также в списке работ ответственного инженера:

-20

Инженер, получив задачу по выполнению работ, открывает карточку работы, ознакомившись с информацией о необходимости выполнении работ нажимает кнопку «Принять в работу», после выезжает на место выполнения работ.

-21

По завершению работ, инженер прилагает все необходимые документы о выполнении, нажимает кнопку «завершение работ». Менеджер - получив уведомление об успешном завершении работ, приступает к формированию акта о выполненных работах.

Результат

Таким образом мы реализовали единую систему ведения сделок, где менеджер по продажам контролирует весь процесс - от поступления запроса до завершения работ и имеет возможность своевременно связаться с коллегами для ускоренного выполнения задач. Прозрачно выстроенный процесс решает любую бизнес задачу и работает как механизмы часов.