Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь c XVII до начала XX века представлял из себя большую религиозную административно-хозяйственную организацию, полностью обеспечивающую себя всем необходимым. В состав монастыря, кроме основного комплекса на Большом Соловецком острове с богослужебными, административными и хозяйственными строениями, входили многочисленные скиты, пустыни, малые монастыри, приписные церкви и хозяйственные подворья. И везде были помещения, которые нуждались в постоянном освещении. Свечи являлись основным источником света для соловецких храмов, жилых и хозяйственных корпусов. При этом для разных нужд применяли разные свечи. Для жилых и административных корпусов, для мастерских и хозяйственных помещений использовали сальные свечи. Их изготавливали из перетопленного тюленьего жира. Для проведения богослужений в храмах и часовнях отливали восковые свечи. Для производства свечей в Соловецком кремле был оборудован свечной завод. Когда появился первый завод не известно, но вероятно такая деятельность развивалась вместе с возвеличиванием самого Соловецкого монастыря.
Производство сальных свечей является более древним способом. Монахи и послушники Соловецкой обители с давних пор занимались зверобойным промыслом и получением сала из морских животных, которое шло на изготовление сальных свечей. В 1834 году Священный Синод подтвердил право монастыря заниматься этой деятельностью без всяких заключений договоров и отчетов в Московскую Синодальную контору. Добычей зверобойного промысла были нерпа, морской заяц, а порой охотились на «белька» или «серку» (детеныши гренландского тюленя). Для этого в середине XIX века в монастыре имелся небольшой флот из шести карбасов оснащенных 200 сетями. На производство шел не только свой улов, но также сало покупали у поморских промысловиков. Так для примера, в 1863 году было куплено 846 пудов чистого и 133 пуда гретого (перетопленного) сала, а объёмы собственного улова достигали около 700 пудов. Переработкой тюленьего жира занимались на салотопенном заводе. Построенный в 1842 году завод представлял из себя довольно скромное здание, имелась больших размеров печь с горном. В печь был помещен котел в котором варили тюлений жир. Полученное гретое сало частично шло на освещение монастыря, а часть отправлялась на продажу в Архангельск тем самым принося доход обители. С начала XVII века свечи изготавливали в казенной палате, но позже завод был вынесен за монастырскую стену и стал располагаться у Архангельской башни. В 1799 году здание Больничных палат подверглось реконструкции и было переделано в Казначейский корпус. В новый корпус на первый этаж был переведен и свечной завод, а помещение при Архангельской башне стало использоваться только для отбеливания воска (воскобелильный завод). Кроме этого в казначейском корпусе на первом этаже также разместили свечной склад и кельи для свечников - работников свечного завода.
Для богослужебной деятельности в православных церквях ещё с первых веков христианства использовали только восковые свечи и деревянное (растительное) масло для лампад. По церковным правилам в храм запрещено вносить продукты животного происхождения. Поэтому использование жировых и сальных свечей за богослужением не практиковалось. Восковые свечи изготовлялись в том же помещении, что и сальные. Вначале в казенных палатах, затем в особом здании у Архангельской башне, а после 1799 года - в Казначейском корпусе. Свечи для богослужения были двух видов: жёлтые из обычного воска и очищенные белые. Для отбеливания существовал отдельный завод - воскобелильный. В XVIII веке он располагался в отдельном помещении у Архангельской башни, но в середине XIX века при настоятеле Соловецкого монастыря архимандрите Порфирии (1859 -1865) в Макарьевской пустыне, которая находится в 4 км от кремля, был устроен новый воскобелильный завод, где отбеливали воск вплоть до закрытия обители. Белые свечи из очищенного воска были более дорогими, но у паломников и гостей монастыря они пользовались спросом. Процесс отбеливания, который применяли соловецкие монахи, был до элементарного прост - отбеливали на солнце. Обычный жёлтый воск растапливали в котле объёмом в 7 пудов на водяной бане - за день перерабатывали до 100 пудов воска. Когда воск переходил в жидкое состояние, его через воронку выливали во вращающийся бочонок (барабан) с трубка, который находился в ванне с холодной водой. Воск через трубки вытекал в ванну и застывал в виде лент. Полученные восковые ленты раскладывали на специальных натянутых между скамейками пологах (тентах) из парусины. На заводе их было 8 пологов длиной около 15 м (20 аршин) и шириной чуть более 2 м (3 аршина). От солнечного света воск терял свой естественный желтый оттенок и приобретал белый цвет. Завод работал только в летнее время. Процесс отбеливания длился 1,5-2 месяца. Существовал более ускоренный способ с добавлением химических элементов (в 19 веке отбеливали перекисью водорода, марганцевой солью, двухромокалиевой солью с серной кислотой), но соловецкие монахи отдавали предпочтение естественному процессу. Полученный продукт покрывал потребности соловецких храмов и изменять технологию у иноков нужды не было. Отбеленный воск снова перетапливался и заливался в тазы, тем самым получался восковой блин весом в 1 пуд (16,38кг).
На свечном заводе, который больше являлся мастерской расположенной в Казначейском корпусе, из жёлтого и белого воска изготовлялись свечи. Было два способа получить восковые свечи. Один более трудоемкий, но более производительный. Между двумя барабанами натягивались 5-6 шнуров (фитилей) большой длины. Под ними ставили котел с жидким воском таким образом, чтобы нити при прогибе проходили через воск. Котел постоянно подогревался водяной баней. У выходов из котла нити проходили через металлическую пластину (кружок) с отверстиями, которые снимали лишний воск. Вращая барабаны то в одну, то в другую сторону достигалось наращивание воска на нитях. Когда диаметр воска доходил до нужных размеров, их наматывали на валик и разрезались ножом, получая ровные куски - свечи. После этого свечи укладывали на стол для выравнивания и упаковывали в пачки. Второй способ более лёгкий. На специальных крючках подвешивались шнуры фитиля и сверху на них поливали воском, который черпали из подогретого котла, тем самым достигая нужную толщину. Далее полученные заготовки укладывали на стол и доской тщательно прокатывали достигая ровного диаметра по всей длине. После чего нарезали по определенному размеру свечи. В конце XIX и в начале XX века для изготовления восковых свечей в Москве закупалось около 200 пудов желтого воска по цене 27 рублей 50 копеек за пуд. Также в Москве закупалась бумажная нить из которой в свечных мастерских изготовлялся фитили. В Макарьевской пустыне, где находился воскобелильный завод, у Соловецкого монастыря имелась пасека. Это был самый северный опыт разведения пчел в России. Пасека была небольшой и не могла поставлять воск в производственных масштабах. Все же сказывался суровый северный климат, но монастырь имел свой собственной мёд и немного воска для производства свечей.
Источники:
Варпаховский. Н.А. Крайний Север - Архангельская губерния на выставке 1903 года в г. Ярославль. - Архангельск, - 1903.
Досифей (Немчинов; архим. Задонского Богородичного мон.; ?-1845).
Географическое, историческое и статистическое описание Ставропигиального первокласного Соловецкого монастыря и других подведомых сей обители монастырей, скитов, приходских церквей и подворьев, с присовокуплением многих царских, патриарших и других, знаменитых гражданских и духовных лиц, граммат, относящихся к истории сего монастыря, составленное трудами Соловецкого монастыря архимандрита Досифея / [соловецкий архимандрит и кавалер Досифей второй Немчинов]. - Москва : Университетская тип., 1836-. - 23 см.
Мелетий (Шергин Михаил Алексеевич; архимандрит Соловецкого монастыря; 1814-1893). Историческое описание Ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря / Сост. тщанием настоятеля Соловецкого монастыря, архим. Мелетия. - Москва : тип. М.Н. Лаврова и К°, 1881, 312 с. ; 24 см
Самсонова Т. Хозяйственные заведения Соловецкого монастыря во второй половине XIX — начале XX веков// Альманах «Соловецкое море». - № 2. - 2003