В конце июня Капитолина с пацанами поехали-таки к Раисе. Она их поселила в летней кухне.
На первом же совместном ужине Виктор устроил пьяный дебош.
- Вот видишь, Капа, как я живу. - Рая отсиживалась у сестры в домике. Темка и Степа легли спать. Нину тоже оставили тут.
Две сестры мирно болтали. Прошло больше 20 лет, как они последний раз виделись. Капа смотрела на Раю и не верила своим глазам. Из живой девушки она в свои сорок лет с хвостиком превратилась в старуху: худая, волосы растрепаны, руки сморщенные и кривые. Работа доярки давала о себе знать, да и нелегкая жизнь. На Раиных плечах была забота о детях, о доме, о саде и огороде, плюс основная работа. Вокруг был хаос. Особой чистоты в доме и во дворе не было. Видно было, что у Раи опустились руки, и, смирившись с судьбой, она решила доживать так, как есть.
Младшая сестра любовалась старшей. Какая теперь она стала! Определенно похорошела. Из деревенской простушки превратилась в настоящую городскую даму: ноготочки подкрашены, брови выщипаны, благоухает дорогими духами. Да и наряды не сравнишь с их сельскими. При одном взгляде на сестру Рае захотелось поменять свою жизнь в ту же сторону. Стать независимой и легкой, без тяжелого камня на душе в виде мужа Виктора. Чем она хуже Капли?
Сёстры собирались в летней кухне каждый вечер. Капитолина пыталась настроить Раю уйти наконец-то от Вити и уехать с ними в город:
- Послушай, Рая. У меня места много. Поживете, пока не найдешь свой угол.
- Не знаю, как здесь всё бросить. Столько сил вложено. - не решалась сестра. Она нервно теребила подол фартука, каждый раз оглядываясь на дверь, не войдет ли Витек.
- Райка, за тебя никто ничего не решит, - наступала на нее Капа. - Будь увереннее. Где та легкомысленная Раиса, которая в девичестве не задумывалась о предстоящем?
- Той Раисы нет. У меня же дети. О них думать надо. И как тут Пашка будет, если мы уедем?
- Нашла, о чем думать? Он уже самостоятельный мужик. Уж как-нибудь позаботится о себе, раз может о жене и о своих детях.
Капа так уверенно настаивала на своём, что Рая действительно начала шевелиться. Поговорила со старшим сыном, и тот одобрил её решение:
- Наконец-то освободишься от этого тирана. Да и младшим сколько можно жить в таких условиях?! Я ушел от вас и нисколько не пожалел. Наконец-то почуял жизнь, и вы обязательно заживете по полной.
Пашка подбадривал мать, как мог.
***
Артём и Степан быстро освоились на новом месте. Им не доставляло никакого удовольствия слушать разговоры взрослых. Вместо этого они носились по округе или бесились в огороде, гоняя кур и петухов. А еще беззаботная детвора полюбила бегать к Павлу. У него было столько техики. Двоюродный брат катал их по селу, и братья смеялись и кричали во весь голос от удовольствия и скорости.
Сёстры в это время потихоньку собирали вещи. Они делали это незаметно, неспеша, чтобы Виктор не увидел раньше времени. В планах было уехать тихо, оставив письмо. Но в один из вечеров всё задуманное рухнуло. Витька завалился в летнюю кухню без стука:
- Райка! Райка, ах ты стерва! Куда чемоданы таскаешь?!
- Куда-куда? Капу собираем, не видишь? - огрызнулась жена.
- Не ври! Я знаю, что вы затеяли. Мне соседка рассказала. - стукнул он кулаком по столу. - Подслушала вас, кумушек. Хотели скрыться от меня.
Витька, говоря всё это, медленно приближался к сёстрам. Тут Капля не растерялась. Она схватила кочергу и выставила её вперед, прикрывая собой Раю:
- Послушай, ты. Если приблизишься хоть еще на сантиметр, я ударю тебя.
Она потрясла кочергой перед Витиным носом. Яростный Капин взгляд говорил о том, что всё серьезно, она не шутит. Но Виктор решил дотянуться до жены справа. Он протянул свою руку, чтобы схватить Раю за рукав, и тут же получил удар в ногу. Раиса тоже схватила швабру, и они вдвоем начали наступать на мужика, выталкивая его за двери. Витька был в тот момент, как обычно, пьяный, поэтому, пятившись назад, споткнулся на ступеньке и покатился вниз, упав на спину. Пока вставал, весь извалялся в грязи.
- Я тебя достану. Я тебя достану! Слышишь?! - шипел он, уходя восвояси.
Всё происходящее наблюдали дети, игравшие в саду. Капа и Рая побросали свои орудия и побежали к ним, обняли, чтобы те не пугались.
На следующее утро всем гуртом они уезжали к Капе в город.
***
Рая с детьми остались у Капитолины до следующего лета. Она устроилась уборщицей. Ничего другого делать не умела. Старший сын пошел учиться в ПТУ, а Нина до школы сидела дома. Капле так нравилось возиться с племянницей. Она обшивала её с ног до головы. У девочки появилось множество платишек, юбочек, кофточек. Капля даже сшила ей меховое пальтишко. Ниночка выглядела, как ангелочек. Большие глаза. В папаню. А характер тихий, спокойный, смирный. Она напоминала саму Капу в детстве. Та была такой же. В отличие от Раисы, которая вечно где-то бегала.
В конце мая Райка решила уехать в родительский дом:
- Хватит ему пустовать одному. Пора внести туда жизнь. Я уж привыкла к деревенской жизни. Город не по мне. Найду на ферме работу.
Сестры обнимались, стоя на автобусной остановке.
- Спасибо тебе, Капля, за всё. За то, что помогла в трудную минуту и не оставила в беде. Без тебя бы так и жила в том кошмаре. А сейчас я счастлива, как никогда.