Картина «Волна» прерывает собой череду пустых и сильно физических морских пейзажей, начавшихся произведением «Чёрное Море» в 1881 году и закончившихся серией под названием «Волны» в 1898. Данная версия отличается тем, что возвращается к старой теме Ивана Константиновича Айвазовского (годы жизни 1817-1900) о потерпевших кораблекрушение моряках, но она отличается и от всех более ранних вариантов на эту тематику, и всё из-за отказа в надежде на спасение.
В ней нет солнечного света, нет радуги, не о чем молиться, нет даже ощущения, что буря вот-вот стихнет, и жизнь так и продолжает цепляться хоть за какую-нибудь мизерную надежду на спасение. Во всяком случае, волна на этой картине, как кажется, ещё чуть-чуть и положит конец человеческой жизни. Даже небо у Айвазовского теперь другое, это уже не тонкая струйка, а почти гневное продолжение океана, смыкающееся с ним воедино на сцене безысходности.
Там, где был типичный для него пафос об отчаянии многих брошенных художником на шторм матросах, цеплявшихся хоть за какую-то призрачную надежду на выживание, здесь человек кажется безрассудным и обречённым, а само видение абсолютно несентиментальное.
В поздних морских пейзажах Айвазовского мы видим его излюбленный сюжет – само море, вновь обретающее свою стихийную силу. Собственная энергичная работа живописца с окрашенной поверхностью, кажется, отметила собой все эти более поздние морские пейзажи физической интенсивностью, которая хорошо контрастирует с его бледными, романтизированными воспоминаниями о старых землях и живописных берегах.
- Художник – Иван Константинович Айвазовский
- Название – «Волна»
- Год создания – 1889
- Размеры – 304 х 505 сантиметров
- Материал – Масло на холсте
- Место нахождения – Государственный Русский Музей в Михайловском Дворце (Санкт-Петербург, Россия)