Найти тему
Люблю русский язык!

Расставим запятые! (Задание 3 ОГЭ)

Предлагаю поработать над предложением 3-го задания ОГЭ, взятого из сборника Г. Т. Егораевой.

-2
К моменту окончания Петербургской академии художеств И.И. Шишкин хорошо был известен за рубежом (1) а (2) когда молодой художник учился в Германии (3) его работы уже хорошо продавались (4) и покупались (5) и известно (6) что владелец одной мюнхенской лавки (7) ни за какие деньги не согласился расстаться с несколькими рисунками Шишкина (8) украшавшими его магазинчик (9) так что слава и признание пришли к пейзажисту очень рано.

Итак, перед нами достаточно объёмное предложение. Чтобы в нём не потеряться, начинаем с поиска грамматических основ.

1 - И.И. Шишкин был известен

2 - художник учился

3 - работы продавались и покупались

4 - известно

5 - владелец не согласился расстаться

6 - слава и признание пришли

Поиск грамматических основ может быть для некоторых школьников проблематичен, но без этого умения никуда!

Перед нами сложное предложение, состоящее из 6 простых предложений.

Для понимания границ простых предложений и безошибочной постановки запятых МЕЖДУ ними найдём стыковочные союзы/союзные слова (служат средством связи простых предложений в составе сложного) и расставим скобки.

[1 -=], а, (2 когда -=), [3 - = и =], и [4 =], (5 что - =), (6 так что - и - =).

2, 5 и 6 простые предл. имеют в своём составе подчинительные союзы ---> это придаточные предложения.

1, 3 и 4 - независимые/ главные простые предложения; они в квадратных скобках.

1, 3 и 4 предложения связаны друг с другом сочинительной связью (при помощи противительного союза а и соединительного союза и ).

Простые предложения должны быть отделены друг от друга запятыми! Обратите внимание на соседство союзов А и КОГДА. Предложение с когда легко извлекается, ПОЭТОМУ обособляется на стыке с союзом а.

Таким образом, ставим запятые на месте цифр 1, 2, 3, 5, 6, 9.

На следующем этапе работы заглядываем в каждое простое предложение, чтобы поработать с "внутренними" запятыми. Это могут быть запятые, связанные с однородными/ уточняющими/ обособленными членами предложения, с вводными словами и пр.

Предложение 3 осложнено однородными членами предложения. Они связаны одиночным союзом и, поэтому запятая не нужна (на месте цифры 4)

В предложении 6 на месте цифры 7 запятая не требуется, так как здесь не работает какое-либо пунктуационное правило. А цифры 8 и 9 соответствуют запятым при причастном обороте, стоящем ПОСЛЕ определяемого существительного.

Таким образом, ответ к 3 заданию будет таким:
1, 2, 3, 5, 6, 8, 9.
-3