Я снова пишу про Китай и пэнцзин. Я еще долго буду брать эту тему «на абордаж». Но она настолько огромна, что это объяснимо.
Сегодня меня тронул рассказ о том, как возникла техника «cut and grow» (режь и отращивай) - это она сейчас так называется. На самом деле, она, возможно, существовала и раньше. Искусство формирования миниатюрных деревьев прошлось по многим азиатским странам, пока не достигло Японии, где объединяясь в национальную идею, стало формализовываться. Большинство названий, которые используют современные бонсаисты, переведено на разные языки и теперь используется везде.
Мог ли древний мастер, скорее всего подневольный, все внимание которого было уделено деревьям - своим или чужим - озадачивать себя терминологией и ее распространением? В лучшем случае какой-то прием работы с деревом обозначался однажды случайно произнесенными словами для мальчика-подмастерья.
Технику (думаю, что название появилось позже) придумал Конг Тайчу (Kong Taichu, 1903-1985). Он в 1930-е годы стал руководителем одного из направлений школы пэнцзин Линнань (Южная школа) в Гуанчжоу, столице китайской провинции Гуандун.
Еще больше меня удивило то, что подсказку такой техники работы с деревьями дало совсем «небонсайное» дерево – личи. Конг Тайчу однажды наблюдал, как садовники обрезали эти деревья после сбора урожая. Он заметил, что ветви и ствол дерева при постоянной ежегодной обрезке меняли направление, делали изгиб и обрастали новыми более мелкими ветвями, давая эффекты, которые сейчас называются «конусностью» и «ветвистостью». Он первый начал применять этот способ формирования своих деревьев. В его устах это звучало примерно так: «метод собирания мелких веток путем обрезания крупных ветвей»
Взятая за основу, эта техника повлияла на стиль деревьев этой школы – они были высокие, «энергичные», с богатой разветвленной кроной. Они создавали впечатление взрослых деревьев, созданных самой природой.
Чтобы оправдывать выбранную технику, Конг Тайчу и его ученики выбирали соответствующие деревья – они должны были иметь возможность вырасти в могучее дерево и хорошо ветвиться. Благодаря этой технике школа Линнань знаменита тем, что здесь при формировании деревьев почти не используется проволока.
Всей школе Линнань был присущ следующий выбор основных деревьев: сагереция (Sageretia theezans), мурайя (Murraya paniculata), кармона (Ehretia microphylla), китайский вяз (Ulmus parvifolia), японская зелкова (Zelkova serrata) и инжир, особенно баньян (Ficus microcarpa).
«Большое дерево» пэнцзин стало основным «продуктом» школы. Также они создавали деревья с двойным стволом (twin trunk), деревья в стиле kapok (тропическое «хлопковое дерево» c широким стволом и досковидными корнями). Еще соратники Конг Тайчу ввели «в моду» «лунный тип морской рыбалки» (sea fishing moon type), который произошел от распространенного «типа скалы» (cliff type).
Думаю, что sea fishing moon type, для которого фигурки людей, мостики, лодки, дома специально лепились из глины или высекались из камня, выглядит так:
Конг Тайчу принадлежит еще одно начинание, которым сейчас пользуются практически все серьезные художники бонсай. В 1960-х годах он использовал технику начального рисования идеальной формы дерева, которую он искал, а затем использовал рисунок как эскиз при создании своего пэнцзин.
Спасибо, что дочитали статью. Комментируйте и ставьте лайки.