Найти в Дзене

Мария Мыслина - узница ГУЛАГа и ее невероятная акварель

Мария Владимировна Мыслина - русская художница и иллюстратор, станковой график.

Рассматривая ее акварели, полные радости, света и уютной советской повседневности, сложно подумать о том, насколько сложной и трудной была ее судьба, сколько всего пришлось вынести на своих хрупких женских плечах. И возможно кто-то из нас вспомнит чудные открытки, созданные художницей. Сколько в них легкости, воздушности и тепла, но мало кто знает, что боль и потери были ее спутниками многие долгие годы... Годы ГУЛАГа...

Мария родилась в 1901 году, в семье крестьян, переехавших в столицу. В 20 лет поступила в Высшие художественно-технические мастерские. Училась у знаменитых русских художников - Константина Коровина, Ильи Машкова и Ильи Леблана.

О жизни художницы до лагерей известно довольно мало и очень отрывисто, но даже это позволяет сделать вывод, что она была очень творческой и активной личностью, бралась за любую интересную работу, поддерживала идеи ассоциации художников революционной России, принимала участие в выставках, например, "Жизнь и быт народов СССР". Увлеченно работала как иллюстратор, оформляла праздничные демонстрации, клубы, рисовала плакаты, обложки, книжные иллюстрации, оформляла театры, школы.

Художница Мария Владимировна Мыслина.
Художница Мария Владимировна Мыслина.

А затем вышла замуж за замечательного художника-графика Владимира Каабака. В 1917 году он благополучно окончил Императорскую Академию художеств Санкт-Петербурга. В годы революции был очень близок к эсерам, участвовал в гражданской войне. Затем очень успешно работал - рисовал агитационные плакаты, рекламные вывески, афиши.

В 1929 году создал замечательные иллюстрации к сказке Андерсена "Гадкий утенок".

И ничто не предвещало беды. Молодая семейная пара была полна оптимизма, радости, счастья. Были общие идеи, планы, мечты, летящие и воздушные как акварель. Молодость, сила, здоровье, чувства к друг другу, любовь к искусству!

Совершенно непригодное для жизни помещение они превращают в прекрасную художественную мастерскую и хочется жить, дышать, творить...только закончилось все в одно мгновение, в одночасье! В 1937 году Владимира репрессировали и расстреляли, а Мария была осуждена на восемь лет исправительно-трудовых лагерей с последующем поражением в правах.

Она оказалась в Карлаге поселка Долинка Карагандинской области, а затем в АЛЖИРе - Акмолинском лагере жён изменников Родины. Мария работает на текстильной фабрике, в вышивальной мастерской. Сложно представить то, что она пережила...холод, голод, лишения, страх... Что спасло ее? Страсть к искусству! Через какое-то время Мария попадает работать при клубе и вместе с Л. Покровской оформляет самодеятельные спектакли. В каждую свободную минуту она рисует, рисует, рисует...как будто погружается в совсем другой мир, в другое измерение...

Наброски, четкие линии, образы, которые поражают своей чистотой и глубиной, светом и непорочностью. Если не знать ничего о ее жизни, то не возможно и подумать, что эти рисунки о мрачном, тяжелом, убивающем лагерном быте. Присмотритесь к этим работам - в них тепло, удивительное внутреннее звучание, любовь и великая сила духа.

Мыслина освободилась в 1946 году, но вернуться в Москву она не имела права. Жила на поселении в Чувашии, затем перебралась во Владимир. Здесь она вливается в художественную жизнь, вступает в члены товарищества "Владимирский художник", участвует в областных выставках. Жизнь налаживается, ее работы принимают и замечают, а Владимирский краеведческий музей делает заказ по теме древней истории, связанных с землей Владимирской. Мария ищет интересные натуры и типажи, много рисует на улице и дома. Работы отличаются своей цветовой гармонией, выразительностью и интересной постановкой.

Только в 1955 году после полной реабилитации художница вернулась в столицу. Ни о какой прежней жизни не было и речи. Мастерская была утеряна, старые друзья бесследно растворились, нужно было как-то начинать сначала.

По воле небес в жизни Марии остался родной человек - мама. С ней художница и жила в совершенно малюсеньком закутке - девять квадратных метров, на улице Чайковского. Сохранилось ее заявление в правление Союза Художников с прошением о жилье и возможности работать, но результата это не принесло...

«...Я художник, член Союза художников (членский билет № 2003), неоднократный участник выставок, как областных, так и московских, мои работы находятся в 4-х музеях страны. Естественно, что в силу своих профессиональных особенностей я не могу работать в существующих условиях. Я не имею возможности даже поставить мольберт – мой «станок», у меня нет стола, не говоря уже о прочих, необходимых для моей работы предметах.

Я коренная москвичка. Может ли быть допустимо, чтобы я, претерпев полный разгром своей жизни,
разорение своего гнезда, потеряв здоровье, в городе, где я родилась и провела всю жизнь, осталась на старости лет без крова. После всех испытаний, выпавших на мою долю, хочется покоя и возможности творческой работы – ничего этого я не имею.

В своё время, в 1926 году, мною и мужем было за собственный счёт оборудовано негодное для жилья помещение, которое мы, проведя отопление и построив стены, сделали прекрасной мастерской для художников. Выходит, что мы постарались для кого-то, а сами – один погиб в изгнании, а я осталась одна и без крова. Я не претендую на это именно помещение, я прошу вас предоставить мне комнату, в которой я могла бы спокойно жить и творчески работать – это окончательно вернёт меня к жизни и даст мне возможность по-настоящему послужить советскому народу своим искусством.

«...» ноября 1956 года»


Мария Владимировна верила в то, что живопись воскресит, возродит, отогреет ее растерзанную душу после стольких лет лишений, горя и потерь. И начинается новый этап - акварельный. Этот материал не требует мольберта, много места, дорогого материала, а лишь предварительный карандашный эскиз.

Мария Владимировна начинает снова дышать, работать, писать пейзажи, натюрморты, городские зарисовки, уличные сценки.

Не озлобилась, не обиделась, не замкнулась в себе, а лишь вступила в свой очередной период жизни. С большим удовольствием, радостью и любовью Мыслина иллюстрирует детские книги, становится известной как художник-анималист, рисует праздничные открытки - они словно маленькие говорящие шедевры.

Сколько же в них тепла, нежного звучания и удивительных нерастраченных чувств женщины-матери. Прожив такую трудную и суровую жизнь, потеряв мужа, своих нерожденных детей, счастье семейной жизни, она стремилась к покою и творчеству.

В последние свои годы она очень тяжело болела, но любовь к жизни и искусству не оставляли ее до последнего мгновения. Скончалась Мария Владимировна в 1974 году, похоронена на Введенском кладбище.

И возможно с точки зрения великого советского искусства Мария Мыслина и не внесла большого и значимого вклада, но, по-моему мнению, она сделала гораздо больше. На своем примере Мария Владимировна показала дорогу к свету, пронеся свой лучик любви и радости в этом мире тьмы и страха...

Всегда с вами - Летящая стрекоза))

Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать то, чего еще не знали)))