Найти тему
Записки на холстах

Когда картина известнее художника

Художники за свою жизнь, как правило, создают массу картин, но иногда в истории остаются благодаря всего-навсего одной из них. Этому была посвящена моя статья «Один шедевр – достаточно?»

Этот очерк о популярном при жизни художнике, создавшем портреты самых известных людей своего времени, пейзажи, натюрморты. Однако спустя столетия многие знают одну-единственную его картину и иногда связанную с ней легенду, а вот автора назовут единицы (не говорю об искусствоведах, конечно). Причем, художник эту свою работу якобы и не особенно ценил. Такое тоже бывает)

Жан-Этьен Лиотар (1702 – 1789) и его «Прекрасная шоколадница».

«Прекрасная шоколадница», ок. 1743—45 гг. Взято из свободного доступа в сети "Интернет".
«Прекрасная шоколадница», ок. 1743—45 гг. Взято из свободного доступа в сети "Интернет".

Лиотар - тринадцатый ребенок в семье довольно состоятельного французского купца, эмигрировавшего в Женеву. Он начал рисовать рано, родители поддержали его в этом начинании и отдали учиться сначала к художнику Д. Гарделю в Женеве, а затем с 1725 года он учился у миниатюриста и гравера Массе в Париже. У него хорошо получались портреты, его заметили, появились заказы. Писал он пастелью, на модные течения не обращал внимания, считая, что если «в произведениях природы мазков не видно», то не следует показывать их на картине.

В Париже он нашел себе покровителя, который, будучи назначен посланником в Неаполь, взял его туда с собою. В 1736 году художник переезжает в Рим, где пишет портреты кардиналов и даже папы Римского Климента ХII.

Он много путешествует, в том числе на Восток, прожил несколько лет в Константинополе, вернулся в Вену в 1743 году с бородой и в восточных одеждах, за что его прозвали «турком». В 1744 году он написал два автопортрета, где он как раз в таком наряде. Видимо, своеобразная реклама). Он по-прежнему популярен, пишет членов императорской фамилии и знати. Из Вены он уехал в Париж, где написал портрет маркизы Помпадур, и в результате у него - титул королевского живописца и члена академии, и, конечно, сразу еще увеличилось число желающих заказать ему портрет. По свидетельству современников, цены он назначал экстравагантные.

Хотя были и те, кому его портреты не нравились. Жан Жак Руссо считал, что Лиотар его изуродовал. По мнению А Бенуа, «прямолинейный, трезвый, лишенный всякого романтизма швейцарец» писал механически «белые, плоские портреты, точно зафиксированные отражения зеркала», которые «без всякого лукавства» передавали черты моделей. Мне и сам художник на автопортрете 1770 года кажется неприятным типом, хотя и улыбается. Но, возможно стоит вспомнить пословицу «На зеркало неча пенять, коли …».

Видимо, он по сути был идеальным «фотографом» своего времени, причем без фотошопа). Его героев зачастую отличает неловкость жестов, деревянность, застылость, явно без психологических изысков. Но как известно, на вкус и цвет… Императрице Марии-Терезии его портреты нравились, он писал и ее детей.

Спустя время оказалось, что, пожалуй, портреты его хороши как достоверные документы – точный внешний облик давно исчезнувших людей), не зря современники называли его «живописцем правды».

Но главное - в его копилке шедевр - «Шоколадница» (или «Прекрасная шоколадница»), которую он написал в 1745 году в Вене (сейчас находится в Дрезденской галерее). Эта нежная и гармоничная работа написана пастелью, ее отличает простая и совершенная композиция, очень здорово прорисованы все детали – в стакане прозрачная вода, хрупкая красивая фарфоровая чашка, чепчик, складки платья, кружева и сама миловидная девушка, которая явно с чувством собственного достоинства несет поднос, у нее холеные руки и статная осанка.

Кто изображен на картине точно не известно. Но существует несколько версий-легенд.

По самой распространенной и сказочно-красивой – Анна Бальтауф работала официанткой в одной из венский кондитерских, куда зашел то ли князь, то ли принц Дитрихштейн, влюбился, женился, несмотря на возражения родни. А портрет, на котором девушка именно в том виде, в каком он ее встретил, был заказан художнику в качестве свадебного подарка. В общем, Золушка!

Второй вариант, немого отличающийся от первого - на картине Анна Бальтауф - дочь обедневшего дворянина, служившая горничной (камеристкой) императрицы Марии-Терезии. При дворе ее увидел все тот же Дитрихштейн… - смотри первый вариант.

Третий вариант - Анна была не Анной, а Нандль Бальтауф, все ее предки были слугами, а женщины добивались жизненных благ тем, что частенько оказывали «особенные» услуги. По этой версии, князь впервые увидел девушку в доме у кого-то из знакомых, и вскоре она стала его любовницей, а со временем она добилась того, что князь женился на ней. Явно смышленая и находчивая девушка!

А вот один из биографов художника (Рене Лош) считает, что все это сказки, не было принца-князя, а саму картину художник не очень ценил.

Хотя автор и мало известен широким массам, но его работа продолжает жить вполне самостоятельной и активной жизнью. Именно у этой картины масса поклонников. Она - из самых узнаваемых «визитных карточек» Дрезденской галереи и притягивает посетителей как магнит.

И цены на такие фигурки впечатляют) К примеру, этот оригинал фигурки 19 века стоит более 500 тыс. руб. И это не предел. Источник https://www.domfarfora.ru
И цены на такие фигурки впечатляют) К примеру, этот оригинал фигурки 19 века стоит более 500 тыс. руб. И это не предел. Источник https://www.domfarfora.ru

Еще в 19 веке на Мейсенской мануфактуре начали изготовление фарфоровых статуэток Шоколадницы, которые до сих пор пользуются спросом.

Картина стала фирменным знаком одной известной американской компании, и ее изображение (слегка видоизмененное) украшало самое первое кафе Шоколадница в Москве, теперь это сеть кафе, изображение «потерялось» в интерьерах, название осталось).

Фото интерьера. Источник https://shoko.ru/about/
Фото интерьера. Источник https://shoko.ru/about/

Никогда не угадаешь, где найдешь, где потеряешь, прославишься ли и чем…