Было у вас такое, что вы одновременно искренне любили человека и жутко завидовали его успехам? В третьем классе весной мы вдвоем получили «пятерки» за свои сочинения, и их даже послали на какой-то конкурс (его сочинение заняло какое-то место, мое – нет). С этого началась наша дружба. Мы вышли из школы, сели на лавочке возле его подъезда и проболтали часов пять – не помню совершенно, о чем, но было новое чувство легкости, близости и родства душ.
Андрей был сильней меня во всем: он лучше решал задачки по математике (побеждал в школьных и городских олимпиадах), лучше писал сочинения. Он знал, сколько рек впадает в Байкал, какие картины нарисовал Суриков, математические формулы, столицы всех государств. До сих пор помню его интонации: «Столица Эфиопии Аддис-Абеба». Я в ответ купил «Малый атлас мира», и мой рейтинг среди дворовой шпаны резко вырос: я мог показать на карте бразильский город Ибайти и японский Ибусуки – это сейчас кажется глупой шуткой, а тогда толпа взрывалась от истеричного хохота. Знание столиц сделало нас закрытой сектой, мы слегка свысока смотрели на окружающих.
Приглашаю подписаться на авторский телеграм канал, где я публикую свои рассказы
Но в общем мои достижения в школе определялись тем, насколько быстро я старался угнаться за ним. Внешне это не выглядело ни конкуренцией, ни гонкой, но он всегда опережал меня. Я гнался, но принимал. После 8 класса мы пошли вместе в техникум в одну группу (уж не подсознательно ли я стремился пытаться угнаться за ним?).
На втором курсе мы стали ухаживать за одной девушкой. Лена была уникальной: со мной она обсуждала Достоевского (у меня начался крен в психологию), с Андреем курсовые по механике (но про нее надо писать отдельную историю). Спала с обоими. Чуть не довела нас до драки (они вышли из подъезда, я поджидал на лавочке – мы стояли друг напротив друга, готовые ринуться в бой, а Лена плакала – я не выдержал, сломал пинком лавочку и ушел). В итоге соперничество выиграл он (мне она призналась, что я несерьёзный и неответственный). Они стали жить вместе. Одиночество подтолкнуло меня к поступлению на психфак, а он был вынужден зарабатывать для молодой семьи (в стране наступала эра 90-х). Наши пути разошлись.
Я поступил на психфак, он бросил Лену года через два.
....
Лет 30 спустя мы встретились случайно у входа в магазин. Он был рад, предложил набрать бухла, снять телок и оторваться на даче. Я отказался, его понесло:
- Ну а что тебе дало твое образование и Москва? У меня квартира, дача, жена, у меня своя бригада по ремонту квартир. Я каждые выходные отрываюсь с телками на даче. А чего добился ты? Ну квартира в Москве. Зато ты один. С тобой поговорить не о чем. Даже выпить не хочешь с пацанами.
- Андрей, а ты помнишь столицу Эфиопии?
Он махнул рукой и закурил сигарету. Я хотел ему сказать спасибо, но так и смог сформулировать, за что.
....
И разве вправе мы обращаться к прошлому человека и ждать от него, кем бы он мог быть по нашему разумению, а не принимать тем, кем он реально стал?
Приглашаю подписаться на авторский телеграм канал, где я публикую свои рассказы