Найти тему
ЭКОЮРС - Новости

О взыскании и ущерба, причиненного водному объекту

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 апреля 2023 года по делу № А13-16728/2021

Суть спора: Административный орган обратился в суд с иском к Предприятию о взыскании и ущерба, причиненного водному объекту.

Решение суда:
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования Административного органа;
Суд апелляционной инстанции оставил решение суда первой инстанции без изменений.

Фабула дела:
Административным органом с целью проверки исполнения предписания была проведена внеплановая выездная проверка в отношении Предприятия.
В ходе проверки было установлено, что Предприятие осуществляет сброс сточных вод в реку с превышением предельно допустимых концентраций, установленных для водоемов имеющих рыбохозяйственное значение. В ходе проведения внеплановой выездной проверки исполнения предписания специалистами специализированной организации был проведен отбор проб сточной воды, сбрасываемой в реку. По результатам лабораторных исследований было выявлено превышение предельно допустимых концентраций.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения Предприятия к административной ответственности по части 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Согласно заключению специализированной организации, Предприятием осуществлялся сброс сточных вод в реку с превышением допустимых концентраций по нескольким загрязняющим веществам. Утвержденные нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в реку, а также разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) у Предприятияотсутствовали.
Претензия Административного органа с требованием о возмещении ущерба, причиненного окружающей среде, была оставлена Предпримем без удовлетворения, что послужило основанием для обращения в суд.

В обоснование своей позиции Предприятие указало, что:

  • решением районного суда Постановления главного инспектора Административного органа о привлечении Предприятия к административной ответственности было отменено.

Правовое обоснование:

1.В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10 января 2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды) охрана окружающей среды – деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий; негативное воздействие на окружающую среду – воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды; загрязнение окружающей среды – поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно статье 3 Закона об охране окружающей среды, хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе в том числе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

2.В соответствии со статьей 4 Закона об охране окружающей среды, объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, к которым в силу статьи 1 названного Закона в том числе относятся земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух и т.д., а также природные объекты и природные комплексы. Пунктом 1 статьи 34 Закон об охране окружающей среды предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. В статье 3 «Водного кодекса Российской Федерации» от 03 июня 2006г. № 74-ФЗ (далее – Водный кодекс) к принципам водного законодательства отнесены: значимость водных объектов качестве основы жизни и деятельности человека; приоритет охраны водных объектов перед их использованием; отсутствие негативного воздействия на окружающую среду.

3.В пункте 19 статьи 1 Водного кодекса установлено, что сточные воды – дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади. В соответствии с частью 3 статьи 11, частью 2 статьи 21 Водного кодекса, использование поверхностных водных объектов для сброса сточных вод осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о предоставлении водных объектов в пользование. Согласно часть 1 стать 44 Водного кодекса, использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды. В соответствии с частями 1, 2 статьи 35 того же акта поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах.

4.В статье 1 Закона об охране окружающей среды, утверждается, что нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (нормативы предельно допустимых концентраций) – нормативы, которые установлены в соответствии с показателями предельно допустимого содержания химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающей среде и несоблюдение которых может привести к загрязнению окружающей среды, деградации естественных экологических систем. Согласно части 4 статьи 35 Водного кодекса, количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

5.В соответствии с частью 2 статьи 55 Водного кодекса, при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации. Согласно части 4 статьи 56 Водного кодекса, содержание радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений в водных объектах не должно превышать соответственно предельно допустимые уровни естественного радиационного фона, характерные для отдельных водных объектов, и иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативы.
Как указано в части 6 статьи 56 Водного кодекса, запрещается сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты. В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса, при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию.

6.В соответствии со статьей 69 Водного кодекса, лица, причинившие вред водным объектам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Закон об охране окружающей среды, юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Согласно абзацу первому пункта 1 статьи 78 Закон об охране окружающей среды, компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

7.Суд апелляционной инстанции, указал на разъяснение, содержащееся в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018г. № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора» (далее – Постановление Пленума №49), о том, что непривлечение лица к административной ответственности не исключает возможности возложения на него обязанности по возмещению вреда окружающей среде. Согласно пункту 8 Постановления Пленума №49, в отличие от дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, в делах о привлечении к имущественной ответственности истец доказывает наличие вреда, обосновывающие с разумной степенью достоверности его размер и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом. Отсутствие вины в причинении вреда доказывается ответчиком. Более того, законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

8.Исходя из положений пункта 2 статьи 16 Закона об охране окружающей среды, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты являются одним из видов негативного воздействия на окружающую среду. В соответствии с частями 1, 2 статьи 35 Водного кодекса, поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты, которые разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах. Согласно части 4 статьи 35 Водного кодекса, количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

9.Как указал суд апелляционной инстанции, при таких обстоятельствах, несоблюдение предельно допустимых концентраций химических веществ в сбросах сточных вод в водные объекты влечет их загрязнение, засорение и истощение. Превышение нормативов допустимого воздействия на водные объекты, по заявлению суда апелляционной инстанции, является самостоятельным нарушением водного законодательства. Суд апелляционной инстанции указал на то, что согласно пункту 7 Обзора судебной практики по вопросам применения законодательства об охране окружающей среды, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24 июня 2022г., установление факта превышения в сточных водах нормативов допустимых сбросов свидетельствует о причинении вреда водному объекту независимо от показателей фоновых проб.

10. Суд апелляционной инстанции заявил, что в данном случае факт сброса предприятием неочищенных сточных вод в реку был подтвержден материалами дела. Предприятие осуществляло сброс сточных вод на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование. Предприятие момент проведения внеплановой выездной проверки осуществляло сброс в отсутствие утвержденных нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в реку, а также разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты). Предприятием не соблюдены предельно допустимые концентрации химических веществ в сбросах сточных вод, что подтверждалось протоколами результатов исследований, экспертными заключениями специализированной организации.

Резюме суда: В отличие дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, в делах о привлечении к имущественной ответственности истец доказывает наличие вреда, обосновывающие с разумной степенью достоверности его размер и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом.