Найти тему
Фонд "Воскрешение"

Подвижники земли русской - наши современники. В гостях у И.А. Богатыренко. Часть 1.

Дорогие друзья! Сегодня мы начинаем знакомство с уникальными людьми, нашими современниками, живущими рядом с нами, и о деятельности которых мы часто ничего не знаем. А ведь это и есть те самые подвижники земли русской, благодаря которым столько веков держится наша культура.

Недавно фонд "Воскрешение" познакомился с одним из таких людей. Мы хотим вам представить Игоря Анатольевича Богатыренко, старосту и алтарника храма Спаса Нерукотворного Образа в поселке Зеленоградском Пушкинского района Московской области, который своими силами восстанавливает историю поселка и храма, построенного здесь в 1707 году и попытаться понять, что движет людьми, решившими посвять себя такому бесконечно важному, но очень трудному делу.

Как Вы стали старостой вашего храма?

Так вышло, что мое воцерковление началось в храме, который находился на закрытом предприятии. Это удивительный храм, очень красивый и светлый. В нем всегда был особый молитвенный настрой и здесь я начал ощущать себя членом церкви. Другой стороной жизни нашего храма было то, что в виду специфики его нахождения, в нем не было обычной кипучей деятельной жизни приходского храма. А у меня в какой-то момент появилась в этом какая-та потребность и я задался вопросом: «Где и как я мог бы себя применить в церковной жизни?» Продолжительное время — это мысль не оставляло меня.

Мы находимся в месте где в 1707 году Григорием Андреевичем Племянниковым, человеком близким к Петру Великому был построен храм во имя Спаса Нерукотворного Образа. В 19-20 гг прошлого века он был полностью разрушен. В наше время стараниями местных жителей устроен временный храм Спаса Нерукотворного в Майково, а он является приписным к храму Ильи Пророка поселка Лесной. Так устроил Господь, что мне предложили стать старостой в этом храме ну и соответственно я стал помогать и в алтаре.

У нас немногочисленный приход и сейчас даже нет штатного священника. Из мужчин, имеющих возможность постоянно участвовать в приходской жизни до недавнего времени был только я один. И на мои плечи легла вся мужская работа, которая только есть. Убрать территорию, покосить траву и почистить снег. Натаскать воды, привезти газ. Прикрутить, открутить, починить, заменить лампочку. Помочь священнику в алтаре и убрать в нем и все это круглый год. Моё желания деятельной жизни было полностью удовлетворено:). И я сказать этому очень рад.

Как вы начали собирать информацию об этом месте?

Я пришел в наш храм в августе 2017 года. В это время по истории храма и этого места у нас информации почти не было. Из источников, которые были найдены до меня была копия брошюры 1903 года, по интернету гуляли три дореволюционные тиражные открытки, и неизвестно откуда появившееся фотография храма, сделанная незадолго до его разрушения — вот это и была вся информации об этом месте, больше ничего. Тогда у меня не было ни мыслей, ни времени заниматься этим делом.

Однажды священник Андрей Дударев позвонил настоятелю нашего храма в п. Лесном и сказал, что наткнулся в историческом архиве Москвы на документы, связанные с перестройки нашего храма 1878 года. Он вел работу по написании истории Боголюбской церкви в городе Пушкино и им была опубликована статья в которой упоминался и наш храм. Тут у меня проснулся интерес на поиск информации о нашей церкви. И это переросло в настоящее историческое «расследование».

И каким образом дальше продвигалось ваше «расследование»?

Надо сказать, что это оказалось интереснейшим делом, правда весьма затратным во временном и финансовом ресурсах. Были и продолжаются знакомства с удивительными и интересными людьми. Я окунулся в мир, которого совершенно не знал. Были открытия и совпадения, которые просто как чудесными не назовешь. На мой взгляд это вообще требует отдельной книги, «Как я писал книгу».

В первую очередь мне захотелось получить качественные копии документов о которых говорил отец Андрей, поэтому я поехал в исторический архив города Москвы. Это был первый осознанный момент поисковой деятельности. Я стал искать в интернете, начала встречается кое какая информация, она была скудной и разрозненной. Я стал обобщать найденный данные. В поиске я «наткнулся» на местного краеведа Коршуна Василия Евгеньевича, он опубликовал прекрасную книгу «Пушкинские древности», посвященной истории нашего района, где было очень много ссылок на исторические источники. У нас состоялось знакомство. Василий Евгеньевич поделился со мною имеющейся у него информацией о нашей церкви и местности.

Прямо перед началом пандемии я поехал в Пушкинский архив, в тот момент меня больше интересовала история храма, а не нашего поселка. Но оказалось, что никакой дореволюционной информации о поселке в нашем архиве нет.

В последующем, когда круг моих поисков расширился и до истории нашего поселка для меня стало открытием, что есть трудности с поиском исторической информации относительно недавней. Ладно, если пропадает история двухсот-трехсотлетней давности, ее сложно найти, но, когда это касается истории тридцатилетней давности. Это просто удивительно. Хотя, наверное, здесь удивляется нечему, такие времена.

Выходит, что никто до вас всерьез не интересовался историей поселка?

Нет, конечно. Были и есть краеведы, занимающиеся сбором информации, но фундаментального, цельного труда именно по нашему поселку нет. Этот пробел я и хочу восполнить.

У меня возник вопрос: какой у нас может быть патриотизм? Откуда он может появится, когда мы даже не знаем и часто не интересуемся историей своей семьи и места где мы живем.

Когда я начал интересоваться историей нашей поселка, выяснилось, что людей, которые помнят и могут её рассказать почти нет. Местные мало, что знают, так как им это не было нужно. Я понял, что если сейчас не опросить нескольких пожилых женщин, которые живут у нас и еще могут что-то рассказать, не заснять эту «живую историю», то через 20 лет мы ничего уже не соберем, даже об относительно недавнем прошлом нашего посёлка.

Даже администрация не имеет достоверной, документально подтвержденной информации о истории нашего поселка. Да у нее и нет такой функции. И это проблема не только нашего поселка, она повсеместна.

В зависимости от своего достатка мы хорошо знаем Францию, Италию. Турцию. А свой край, город, поселок до последнего времени нас как-то не очень и интересовали. Мы о них практически ничего и не знаем. Выросли поколения людей считающих нашу страну ущербной желающих из нее уехать. А ущербность похоже в нас самих.

А с чем это связано, как вы считаете?

Мне думается, что самой главной проблемой нашего народа стало то, что в послереволюционное и послевоенное времена очень большое количество людей было перемещено со своих родных мест: кто-то искал лучшей доли, кто-то был вынужден переехать, а кто-то и просто пытался сберечь свою жизнь. Эти процессы происходят и по сей день. Теряются семейные связи, забываются родные места. И получается, что вот этот человек, который приехал в наш регион за лучшей жизнью, он весь день в пахоте, ему умиляться нашими полями и березками времени нет. Он не гулял по этим паркам, не бегал ребенком на пруд. Не целовался на свидании первый раз с девчонкой. У него не похоронены здесь дед и бабушка. У многих здесь просто нет корней.

Для большинства людей, которые сейчас живут в Зеленоградском, это место, где можно жить и зарабатывать деньги. У них здесь никаких исторических связей нет. А, чтоб человек ощутил, что это его дом, должно пройти время. Он должен чувствовать себя частью этого места. Наверное, помочь в этом и есть главная задача, работы которую я делаю.

Продолжение следует...

-2

-3
-4

-5