Вполне возможно, самая узнаваемая картина в творчестве итальянской художницы Софонисбы Ангвиссолы (годы жизни 1532-1625) под названием «Портрет Сестёр Художницы за Игрой в Шахматы» (также известная как просто «Игра в Шахматы»), представляет собой глубокое проникновение в домашний женский мир Италии XVI столетия. На переднем плане полотна можно увидеть трёх молодых девушек, играющих в шахматы, а пожилая женщина, вероятно, горничная семейства Ангвиссола, сидит позади них и наблюдает за ходом игры.
Слева – младшая сестра художницы – Елена, девушка спокойно смотрит прямо на зрителя, а её руки демонстрируют нам, что она только что победила родную сестру, сидящую по правую сторону холста. Минерва поднимает свою руку с недоверием, чем принимает поражение, немного приоткрыв рот, она смотрит на победительницу. Самая маленькая девочка по имени Европа стоит рядом с Еленой и нахально улыбается подавленной морально проигравшей сестре.
Её смеющееся выражение лица напоминает собой рисунок смеющейся девушки из «Мальчика, Укушенного Раком», который Софонисба нарисовала в 1554 году, и которым так сильно восхищался сам Микеланджело Буонарроти (годы жизни 1475-1564). Вполне возможно, картина стала хитрым способом Ангвиссолы раз и навсегда увековечить её прославленную работу. Художница мастерски запечатлела детали сложной одежды своих сестёр, используя личные красочные пигменты для того, чтобы выделить косы, обвевающие их головы, или же воротнички с рюшами, которые девушки носят прямо под подбородками.
При помощи своей кисти Ангвиссола превратила мирское и повседневное общение между собственными сёстрами в драму. Она использовала данную сцену, чтобы изобразить ряд художественных жанров и навыков, включая пейзажи, текстуры ткани и человеческое лицо на разных этапах жизни, возможно, подчёркивая таким образом безграничные масштабы своего таланта.
Сам пейзаж и детали на дубе позади девушек демонстрируют нам её мастерство в изображении флоры, шахматная доска и стол с турецким ковром, упирающимся собой прямо в раму и в пространство зрителя, показывают нам не только мастерство художницы в изображении натюрморта, но и во многом другом. Как кажется, творения девушки немного повлияли на более позднего живописца по имени Караваджо (годы жизни 1571-1610), который часто использовал в своих трудах выступающие за рамки приличия локти, углы стола и грязные ноги, высовывая их прямо под нос своей аудитории.
Будучи женщиной эпохи Возрождения в Италии, для Софонисбы считалось неприличным изучать обнажённую человеческую форму с натуры, именно поэтому она пользовалась более грандиозными историческими картинами, либо же библейскими портретами с участием таких персонажей, как Святой Себастьян или же Адам и Ева. Многому научилась она и с работ, изображавших на себе смерть римского императора Гая Юлия Цезаря (годы жизни 100-44 до нашей эры), которые на тот момент по праву считались слишком пикантными.
Таким образом, многие из ранних работ Ангвиссолы сосредоточены на членах её семьи и автопортретах. Но, как и в данном случае, предмету зачастую придаётся весьма неожиданная величина: в этом произведении её сёстры играют в игру на ловкость и стратегию, а это может запросто намекать нам на их интеллектуальный потенциал.
- Художник – Софонисба Ангвиссола
- Название – «Портрет Сестёр Художницы за Игрой в Шахматы»
- Год создания – примерно 1555
- Размеры – 72 х 97 сантиметров
- Материал – Масло на холсте
- Место нахождения – Национальный Музей (Познань, Польша)