Найти тему

Чемоданы в бричку — и на дачу: как появилась традиция проводить время вдали от города?

Май. В душной городской квартире часы оповестили Петербург о наступлении девяти часов утра. На полах нет ковров, на стенах — фотографий. Мебель, сервиз, картины, книги — все это ранним майским утром уже ждет своего отъезда внизу, в нагруженных телегах. Окна закрыты, двери заперты. Тишину комнаты нарушает лишь звук секундной стрелки. И внезапный шум платья — кто-то поднимается по лестнице. Это хозяйка, жена купца забыла на подоконнике свой любимый фикус. Как же так? 

Дворяне отдыхают на даче
Дворяне отдыхают на даче

Она и ее семья не вернутся в эту квартиру вплоть до середины октября — впереди их ждёт дачная жизнь. Полгода длился сладкий дачный сезон в Российской Империи. Он начинался с первыми теплыми деньками и заканчивался — с последними.

В. Маковский «Приезд на дачу» 1899
В. Маковский «Приезд на дачу» 1899

Огромные напольные часы, кстати, брать не стали — чтобы своим громоздким видом они не напоминали, что имеют власть над их загородной, прелестной жизнью. Взяли поменьше. Итак, мы едем на дачу! 

Щедрая царская рука — исток любимой русской традиции

Наши герои уже готовы к отъеду из города. Но кто же дал старт этой традиции? Неудивительно, что главный реформатор того времени — Петр I. Петербург — столица, приближенные царя и чиновники должны быть рядом. Поэтому щедрый царь раздавал абсолютно бесплатно участки загородом. Но при нескольких условиях: землю нужно было привести в порядок максимум за три года. Чтобы дом, сад, фруктовые деревья. Иначе — участок уйдёт в другие руки, и никаких дачных чаепитий. 

-3

Возводили дом — и по его убранству можно было понять доход семьи. Из города на дачный сезон везли с собой буквально все: гардероб, мебель, цветы, посуду, книги. Ехала загород вся семья — отец и мать, их дети, их повар, няня, лакей и питомцы. Перевозили в чемоданах всю свою жизнь подальше от большого, пыльного города. 

О причинах отъезда расскажет очаровательная Вера Павловна Н, жена купца:

-4

— Наша усталость от города достигла своего предела. Вокруг дома, дома: все выше и выше. Извозчиков, лошадей, торговцев на улицах — пруд пруди. Шум и столичный гам выпроваживали нас за пределы Петербурга почти на полгода. Содержать дачу — дорого, поэтому мы ее арендуем, платим сразу за весь сезон. Едем за славными дачными увлечениями: спросите любого дачника: он любит пикники, рыбалку, вечерние чаепития и неспешное утренне чтение на веранде. Работать в саду считается дурным тоном, это у нас не принято. На участке есть фруктовые деревья: вишня, яблоня, слива. Торговцы каждый день предлагают ягодное лукошко, мы покупаем и превращаем его в вареньем. Нет, право, ничего лучше, чем сменить обстановку и отдаться веселью на свежем воздухе. 

Монолог, конечно же, вымышлен, причины отъезда — реальны. 

Подписывайтесь на канал ЭСТЕТ. Здесь вы надете интересные материалы о культуре. С любовью к живописи и литературе, ваш культурный обозреватель Ирина Сабанцева 🤍