Добрый день!
Вообще-то по правилам совместное производство кинофильмов - это всё делить поровну: бюджет поровну, от каждой страны - режиссёр, оператор, художник, желательно одинаковое количество актёров. Но так практически никогда не получается. Однако, совместные постановки (в любой форме) выгодны для кинематографистов, да и для стран-участников. Каждая киностудия вкладывает в бюджет часть суммы, у продюсеров появляется возможность выбрать лучших актёров, сотрудников, при этом увеличивается количество потенциальных зрителей (в каждой стране-участнице картина считается национальной, и может использоваться бесплатно). К тому же каждая страна-участница может в этих фильмах пропагандировать свои интересы, свою культуру, свою идеологию. Советский Союз пользовался этим очень активно.
Поэтому, когда составлял список кинофильмов, в производстве которых (в любой форме) участвовала Россия (СССР) поймал себя на мысли, что это скорее не коммерческие (хотя без них тоже ни куда), а идеологические проекты. Особенно это касается предвоенного, военного и сразу послевоенного времени. По фильмам можно проследить историю международной политики нашей страны.
До революции, в том числе во время Первой Мировой войны, русские немногочисленные русские кинофильмы, прежде всего этнографические, снятые специально для зарубежного зрителя с подчёркиванием "русского колорита", русского быта, попадали в зарубежный прокат благодаря в основном Московским филиалам (а русский кинематографический центр был именно в Москве, хотя кинопроизводством и кинопрокатом различного рода предприниматели, как отечественные, так и зарубежные, занимались по всей стране - от Варшавы до Камчатки, от Санкт-Петербурга до Ялты, Тифлиса и Баку) французских фирм Пате и Гомон. Они же распространяли и европейскую кинопродукцию в России. Во время Первой Мировой войны итальянец Чибрарио де Годен открыл в Москве представительство американской киноэкспортной компании "Трансатлантик", благодаря чему резко увеличился поток американский кинопродукции в Россию.
После окончания Гражданской войны советские киностудии предприняли первые попытки продажи своих фильмов за рубеж. Но если европейский кинорынок был более-менее открыт для фильмов из Советской России (прежде всего благодаря дружбе с Германией и заинтересованности европейских держав во взаимных торговых, культурных, и как следствие, дипломатических отношений), то с торговлей с США были сложности. В Москве продолжал работать филиал "Трансатлантика", массово поставляя в революционную Россию американскую продукцию. Однако встречного пути практически не было. Это было обусловлено как закрытостью американского кинорынка (так в 1923 году в Америку было привезено для продажи 425 картин европейской продукции, но реализовано из них всего 6 названий), так и отсутствием официальных торговых и дипломатических отношений между РСФСР (позже - СССР) и США. С июня 1924 года экспортом кинопродукции занималось акционерное общество "Совкино", в ноябре 1926 года было учреждено советско-американское акционерное общество "Амкино" (подразделение "Амторга") со штаб-квартирой в Нью-Йорке. Среди задач "Амкино" были прокат советских фильмов в США, закупка американских фильмов для СССР, изучение достижений киноиндустрии США, налаживание связей с голливудскими киностудиями, представительство интересов советских кинодеятелей. Впоследствии деятельность общества охватила Северную, Центральную и Южную Америки. В результате антикоммунистической пропаганды в США советско-американские акционерные общества попали под политическое давление. В феврале 1940 года "Амкино" объявило о своей ликвидации ссылаясь на то, что за последнее время у компании сильно упали доходы. Однако, в том же 1940 году бывший руководитель "Амкино" американский коммунист Николя Наполи создал компанию-дистрибьютор "Арткино" ("Artkino"), не имеющую отношения к "Амкино", которая продолжила поставку советских фильмов на экраны США до 1970-х годов.
Кроме того, созданное в 1923 году акционерное общество "Межрабпом-Русь" ("Международная рабочая помощь"), ведущее свою историю с кинематографического общества "Русь", созданного в Москве 1915 году, имело дружеские партнёрские отношения с пролетарской кинокомпанией "Prometheus-Film-Verleih und Vertriebs-GmbH", работавшей в Берлине с 1913 года и закрытой нацистами в 1933 году.
Великий советский режиссёр Сергей Михайлович Эйзенштейн получил первые свои награды в рамках Международных выставок современных декоративных искусств в Париже (Exposition internationale des arts décoratifs et industriels modernes) - Золотые медали (в 1925 года - за постановку фильма "Стачка" и в 1926 году - за постановку фильма "Броненосец "Потёмкин"). Свои достижения в области промышленности, науки и искусства Россия (СССР) представляла на Всемирных выставках с середины XIX века.
Список получается внушительный, поэтому разбит на части (этапы). Этап первый (май 1896 - по июнь 1941 года). Что было в это время? Коронация последнего Российского Императора, Первая Мировая война, революция, рождение и становление Советского государства.
Что видно по картинам, снятым совместно (или при участии) с иностранными государствами? Молодое Советское государство пыталось подружиться с поверженной Германией (Веймарской Республикой), всеми силами боролось против нарастающего в Европе фашизма, дружили с Турцией и Персией (Ираном), поддерживало республиканцев в Испании, поддерживало китайскую армию в борьбе против японских оккупантов, оказывало творческая и техническая помощь в создании кинематографии в Тувинской и Монгольской Народных Республиках и, наконец, пропагандировало за рубежом новый неведомый, но так привлекательный, рабоче-крестьянский общественный строй, новое революционное искусство, и, значит, идеологию.
*Жирным выделены художественные (игровые) фильмы*
ЭТАП ПЕРВЫЙ (май 1896 - июнь 1941)
Самая первая киносъёмка в России - запечатлённая на плёнку - и довольно подробно - коронация Николая Второго и Императрицы Александры Фёдоровны 14 мая 1896 года, осуществлённая французскими кинооператорами Камиллом Серфом, Франциском Дублие, Шарлем Муассоном и Александром Промио, сотрудниками фирмы братьев Люмьер.
Первая совместная постановка Российских и зарубежных кинематографистов произошла случайно. В 1912 году отмечалось столетие вторжение армии Наполеона в Россию и её разгром русскими войсками. Этому событию решили посвятить свои фильмы фирмы "Братья Пате" (Франция) и "А. Ханжонков и Ко" (Россия). Объединив усилия, они создали картину "1812" ("Юбилейная историческая картина Отечественной войны в 4-х частях").
"1812" ("Отечественная война", "Нашествие Наполеона", "Бородинский бой") (1912, Российская Империя/Франция, режиссёры Василий Гончаров, Кай Ганзен, Александр Уральский, операторы Жорж Мейер, Александр Левицкий, Луи Форестье, Александр Рылло, Фёдор Бремер, художник Чеслав Сабинский. К 100-летию вторжения армии Наполеона и её разгрома в России);
"История Гражданской войны" ("Історія Громадянської війни") (1921, РСФСР/Украинская ССР, режиссёр Дзига Вертов, съёмки фронтовых кинооператоров Ф. Вериго-Доровского, А. Дигмелова, П. Ермолова, Н. Козловского, А. Лемберга, М. Лемке, Е. Михелевича, Э. Тиссе и других);
"Красные дьяволята" ("წითელი ეშმაკები", "Червоні дияволята") (1923, Грузинская ССР/Украинская ССР, режиссёр Иван Перестиани, экранизация одноимённой повести Павла Бляхина. 2-серийный популярнейший боевик о Гражданской войне, предназначенный, прежде всего для молодёжи);
"Лишние люди" ("Überflüssige Menschen") (1926, РСФСР/Германия, режиссёр Александр Разумный. По мотивам рассказов А.П. Чехова);
"Пять минут" ("Beş dakika") (1926, Украинская ССР/ при участии Турции, режиссёр Мухсин Эртугрул);
"Спартак" ("Spartaküs", по роману Рафаэло Джованьоли) (1926, Украинская ССР/при участии Турции, режиссёр Мухсин Эртугрул);
"Шестая часть мира" {"Пробег Кино-Глаза по СССР", выпуск первый - "От края до края") (1926, РСФСР, московская кинофабрика "Совкино" по заказу "Экспорт и импорт Госторга СССР", режиссёры Дзига Вертов, Елизавета Свилова-Вертова, операторы И. Беляков, С. Бендерский, П. Зотов, А. Кагарлицкий, Н. Константинов, И. Копалин, А. Лемберг, Н. Струков, Я. Толчан. [Фильм Вертова был профинансирован государственной монополией внешней торговли - "Экспорт и импорт Госторга СССР". Госторг заказал фильм для продвижения своего имиджа и популяризации своей деятельности в годы новой экономической политики (НЭП) (прежде всего в зарубежных странах). Госторг предложил команде Вертова щедрый бюджет, достаточный для финансирования десяти экспедиций в отдаленные районы Советского Союза и съемки примерно 26 000 метров кинопленки. Вертов использовал деньги Госторга для создания серии фильмов о Советском Союзе. По сути - это был новый визуальный масштабный проект. С этой целью Вертов привлек большую команду операторов. Съемка фильмов велась по всей стране: отстрел пушнины на Крайнем Севере, уборка льна на севере и в центральных районах, выращивание овец для выделки каракуля на Кавказе, выращивание хлеба в черноземных и южных житницах, погрузка товаров в крупнейших портах. В картине также показана революционная борьба рабочего класса]};
"Четыреста миллионов" ("Джоу Де-шен", "Путеводные огни", "Огни Китая", "四亿 ", "中国之光") {1928, Белорусская ССР/РСФСР/при участии китайских актёров, режиссёр Владимир Гардин. О восстании китайских рабочих (Кантон, 1927 год)};
"Живой труп" ("Законный брак"- "Der lebende Leichnam", "Das Ehegesetz") (1928, РСФСР/Германия, режиссёр Фёдор Оцеп. По одноимённой пьесе Л.Н. Толстого);
"Саламандра" ("Salamander", по сценарию Анатолия Луначарского и Георгия Гребнера) {1928, РСФСР/Германия, режиссёры Григорий Рошаль., Михаил Доллер. Фильм основан на реальных событиях и показывает трагические эпизоды из жизни австрийского учёного биолога-материалиста Пауля Каммерера (1880-1926), затравленного мракобесами от науки и католическими реакционерами и покончившего с собой};
"Тамилла" ("Трижды проданная", "За что её судили?", "Женщина-товар", "Tamilla") (1928, Украинская ССР/при участии Турции, режиссёр Мухсин Эртугрул. Экранизация одноименного романа Фердинанда Дюшена о трагической судьбе женщины-мусульманки. Действие происходит в одной из французских колоний Северной Африки);
"Шанхайский документ" ("上海文件 ") (1929, РСФСР/при содействии Китая, режиссёр Яков Блиох, оператор Владимир Степанов. Фильм посвящен жизни и революционной борьбе трудящихся Китая);
"Два брата" ("Zwei Brüder", "Rivalen der Liebe") (1929, Германия/при участии РСФСР, режиссёр Михаил Дубсон, антивоенный, антимилитаристский фильм по сценарию М. Спектора);
"Женская беда - женское счастье"/"Горе и радость женщины"/ ("Frauennot - Frauenglück") (1929, Швейцария, режиссёры Сергей Эйзенштейн, Григорий Александров, операторы Эдуард Тиссе, Эмиль Берна, продюсер Лазар Уэкслер, композитор Мартин Уль. Полнометражный художественно-документальный фильм о проблемах абортах и счастье материнства. Экспериментальный звуковой фильм, созданный во время заграничной командировки С.М. Эйзенштейна, Г.В. Александрова и Э.К. Тиссэ);
"Штурм Ла-Сарраза" ("Angriff auf La Sarraz", Assaut sur La Sarraz", "The Storming of La Sarraz") (1929, Германия/Швейцария/Великобритания, режиссёры Сергей Эйзенштейн, Айвор Монтегю, Ханс Рихтер, оператор Эдуард Тиссе, продюсер Элен де Мондро. На пиках швейцарских альп, у стен замка Ла Сарраз, разворачивается полушутливая битва между силами Коммерческого и Независимого Кино. Экспериментальный звуковой фильм, созданный во время заграничной командировки С.М. Эйзенштейна, Г.В. Александрова и Э.К. Тиссэ);
"Ядовитый газ" ("Giftgas", по одноимённой пьесе Петера Мартина Лампеля) (1929, Германия/при участии РСФСР, постановка Михаила Дубсона при содействии Сергея Эйзенштейна и Эдуарда Тиссе, по сценарию Натана Зархи. Молодой химик-идеалист обнаруживает соединение, которое можно использовать для производства эффективного смертоносного ядовитого газа. Против его воли химический завод начинает производство ядовитого газа, чтобы увеличить стоимость своих акций);
"Города и годы" ("Städte und Jahre", по одноимённому роману Константина Федина) (1930, РСФСР/Германия, режиссёр Евгений Червяков);
"К счастливой гавани" ("Zum glücklichen Hafen") (1930, РСФСР/Германия, режиссёры-операторы В. Ерофеев, Ю. Стилианудис, Р. Кармен, в фильме показаны страны Запада: США, Франция, Германия конца 20-х - начала 30-х годов);
"Сегодня" ("Heute") (1930, РСФСР/Германия, режиссёр Эсфирь Шуб, операторы В. Степанов, Ю. Стилианудис, Б. Игнатович. В полнометражном документальном фильме сравниваются два мира: мир строящегося и развивающегося социализма и мир переживающего глубокий кризис капитализма);
"Сентиментальный романс" ("Romance sentimentale") (1930, Франция/при участии РСФСР, режиссёры Сергей Эйзенштейн, Григорий Александров, оператор Эдуард Тиссе, продюсер Леонард Розенталь, инженеры по звуку Г. Лампен, М. Левин. Актриса и певица Мара Гри исполняет романс Алексея Архангельского "Жалобно стонет ветер осенний". Экспериментальный короткометражный звуковой фильм, созданный во время заграничной командировки С.М. Эйзенштейна, Г.В. Александрова и Э.К. Тиссэ);
"Эль-Йемен" ("اليمن") {1930, РСФСР/при содействии правительства Северного Йемена, режиссёр Владимир Шнейдеров. Первый Договор о дружбе и торговле между Москвой и Саной был подписан 01 ноября 1928 года в столице Йемена. Летом 1929 года Владимир Адольфович Шнейдеров и оператор Илья Моисеевич Толчан предприняли экспедицию на юг Аравийского полуострова, в Йемен, где встречались и простыми людьми, снимали материал о жизни и быте местных жителей. Это были первые киносъёмки на территории Йемена. Активную помощь и поддержку советским кинематографистам оказали власти Йемена и лично имам, правитель независимого Йеменского королевства Яхья бен Мухаммед Хамид-ад-Дин (1869-1948). В результате был смонтирован полнометражный документальный фильм "Эль-Йемен" и несколько кинозарисовок: "Сана", "Ходейда", "Мокка", "Ка-Яхуд"};
"Да здравствует Мексика!" ("¡Que viva México!") {1931-1932, США/РСФСР/Мексика, режиссёры Сергей Эйзенштейн, Григорий Александров, оператор Эдуард Тиссе, художники Диего Равейра, Давид Сикейрос, продюсер Эптон Синклер. По независящим от авторов причинам (скорее политическим) фильм, к сожалению, не был завершён. Американскими продюсерами материалы не были переданы в Москву для монтажа. Из свыше 87 000 метров плёнки (для справки - длина полуторачасового звукового фильма, снятого на стандартную 35 мм плёнку на скорости 24 к/сек - 2700 метров) были смонтированы короткометражные и полнометражные фильмы: "Эйзенштейн в Мексике" ("Eisenstein in Mexico",1933); "Буря над Мексикой" ("Thunder Over Mexico", 1933), "День смерти" ("Death Day", 1934), "Вива, Вилья!" ("Viva Villa!", 1934, режиссёр Джек Конуэй), "Время на солнце" ("Time in the Sun", 1940), "Взаимное завоевание" ("Conquering Cross", 1941), "Идол надежды" ("Idol of Hope", 1941), "Земля и свобода" ("Land and Freedom", 1941), "Мексиканская симфония" ("Mexican Symphony", 1941), "Мексиканские марши" ("Mexico Marches", 1941), "Испанец и индеец" ("Spaniard and Indian",1941), "Деревня Запотеков" ("Zapotecan Village", 1941), "Мексиканский фильм Эйзенштейна: эпизоды для изучения" ("Eisenstein's Mexican Film: Episodes for Study",1955), "Мексиканский проект Эйзенштейна" ("Eisenstein's Mexican Project", 1958), которые не имели отношения к замыслу С.М. Эйзенштейна};
"Землетрясение в Оахаке" ("La destrucción de Oaxaca") (1931, Мексика, режиссёры Сергей Эйзенштейн, Григорий Александров, оператор Эдуард Тиссе. Короткометражный документальный фильм, созданный во время заграничной командировки С.М. Эйзенштейна, Г.В. Александрова и Э.К. Тиссэ);
"Песнь о героях" ("Комсомол") (1932, РСФСР/при участии Германии и Голландии (анонимно), режиссёр Йорис Ивенс, оператор Александр Шеленков. Поэтический документальный фильм о строительстве Магнитогорского угольного комбината);
"Металл" ("Metall") {1933, Германия/РСФСР, режиссёр Ханс Рихтер, по сценарию Фридриха Вольфа, Ханса Рихтера и Перы Аташевой. Полудокументальный фильм о забастовке металлургов в Хеннингсдорфе. Производство кинокомпаний "Prometheus-Film-Verleih und Vertriebs-GmbH", Берлин - "Межрабпомфильм" (Международная рабочая помощь), Москва. Съёмки фильма прекращены в связи с установлением нацистской диктатуры в Германии};
"Анкара - сердце Турции" (1934, РСФСР/Турция, режиссёры Сергей Юткевич, Лео Арнштам, операторы Владимир Рапопорт, Жозеф Мартов);
"Восстание рыбаков" ("Последний шаг") ("Fischeraufstand", по роману Анны Зегерс "Восстание рыбаков в Санкт-Барбаре") (1934, РСФСР/Германия, режиссёры Эрвин Пискатор, Михаил Доллер. О забастовке матросов германских траулеров);
"Одесса" ("Odessa") (1935, Украинская ССР/Франция, режиссёр Жан Лодс, оператор Григорий Айзенберг. Поставленный по сценарию Исаака Бабеля документальный фильм рассказывает об истории и развитии города Одесса, его достопримечательностях и жизни современников);
"Страна льва и солнца (Персия)" (1935, РСФСР/при содействии Персии, режиссёры В. Ерофеев, А. Головня, операторы А. Головня, Ю. Фогельман);
"Борцы" ("Kämpfer") {1936, РСФСР, режиссёр Густав фон Вангенхайм. Фильм создан эмигрантами из нацистской Германии (Альфред Курелла, сценарист, Тео Отто, художник, Ханс Хауска, композитор, Бруно Шмитсдорф, Лотта Лёбингер, Эрнст Буш, Лотар Вольф, Инга фон Вангенхайм, Генрих Грайф, Грегор Гог, Ингеборг Франке, актёры). Производство киностудии "Рот-Фронт" ("Красный фронт"), Москва. О борьбе немецких рабочих во главе с коммунистами против зарождающегося нацизма в Германии с приходом Адольфа Гитлера и его партии к власти в 1933 году. В фильме впервые была показана провокация с поджогом Рейхстага и лейпцигский фарс на Георгием Димитровым. Сам Георги Михайлов Димитров специально для фильма повторил речь, произнесённую на процессе в Лейпциге в сентябре- декабре 1933 года. (Несмотря на то, что фильм вышел на экраны, многие его создатели, политические эмигранты из нацистской Германии, подверглись необоснованным репрессиям в СССР)};
"Сын Монголии" ("Монгол хүү") (1936, РСФСР/Монголия, режиссёры Илья Трауберг, Михаил Суслович. Первый монгольский полнометражный художественный фильм по мотивам монгольской сказке-легенде);
При активной помощи Советских кинематографистов в 1935 году в Улан- Баторе была создана национальная киностудия "Монголкино". "Путешествие по Гоби" (1936), "МНР на экране" (1936), "Цицерлик" (1936, *Цицерлик - река и город в Монголии*), "В дружеской Монголии" (1936, режиссёр Лидия Степанова, оператор Сергей Гусев, Алексей Лебедев), "1 мая 1937 года" (1937), "На дот (экстренный выпуск, 1937), "7 ноября 1937 года" (1937), "Промкомбинат" (1938), "За культурную торговлю" (1938). Эти фильмы сняты на киностудии "Монголкино" оператором Алексеем Алексеевичем Лебедевым, направленным Советским правительством в командировку в Монголию.
У созданной под патронажем Советской России независимой Тувинской Народной Республики не было собственного кинопроизводства, однако документальный кинематограф был. Операторами Центральной студии кинохроники (Москва) под руководством режиссёра-оператора Бориса Рудольфовича Небылицкого в 1936-1940 годах были созданы тувинские звуковые хроникальные фильмы "За Саянским хребтом", "Праздник Тувы", "Молодая Тувинская республика", "Сердце Азии - Тува", "15 лет Тувинской Народной Республики". Режиссёр Фёдор Киселёв к 20-летию независимости Тувы создал большой документальный фильм "Страна голубой реки" (1941).
"Турция на подъёме" (1937, РСФСР/Турция, режиссёр Эсфирь Шуб, оператор Жозеф Мартов);
"Героический Китай" (" 英雄中国 ") (1938, РСФСР/при содействии народно-республиканской армии Китая, режиссёры Владимир Ерофеев, Антонина Кирюхина. Фильм смонтирован на основе съёмок, сделанных китайскими хроникёрами (Японская интервенция; разрушенный китайский город, жители на улицах; китайская армия ведет бои; мирные жители строят оборонительные сооружения; беженцы на улицах городов);
"Китай дает отпор" ("中国正在反击 ") (1938, РСФСР/при содействии народно-республиканской партии Китая, режиссёр Илья Копалин. Фильм смонтирован на основе съёмок, сделанных китайскими хроникёрами (войска Китайской армии в полевом лагере; на боевых учениях; в боях с японскими войсками; китайцы осматривают трофеи; группы военнопленных);
"В особом районе Китая" (1939, РСФСР/при содействии народно-республиканской армии Китая, режиссёр Михаил Слуцкий, оператор Роман Кармен. Жизнь населения и народно-революционной армии в особом районе Китая, находящегося в руках народно-революционной армии);
"Испания" ("España") (1939, РСФСР, режиссёр Эсфирь Шуб, операторы Роман Кармен. Борис Макасеев, при участии испанских республиканских кинооператоров. Великому испанскому народу посвящается);
"Китай в огне" (1938-1939, спецвыпуски №№ 1-3, РСФСР/при содействии народно-республиканской армии Китая, режиссёры Генриетта Сатарова, Михаил Слуцкий, оператор Роман Кармен. О борьбе китайской армии против японских захватчиков);
"Воля народа" ("Rahva tahe") (1940, Эстония/при участии РСФСР, режиссёры-операторы Константин Мярска, Владимир Парвель. О восстановлении Советской власти в Эстонии);
"Ка́угурское восстание" ("Kaugurieši", по роману Карлиса Зариньша "Каугурцы") (1940, Латвия/РСФСР, режиссёр Вольдемар Пуце. О восстании остзейских крестьян против помещиков в 1802 году);
"Китай сражается" (" 中国在战斗 ") ("В Китае") (1941, РСФСР/при содействии народно-республиканской армии Китая, автор-оператор Роман Кармен, съемки периода 1938-1939 годов рассказывают о борьбе китайского народа с японскими захватчиками);
"Навстречу солнцу" ("Pretī saulei") {1941, Латвия/РСФСР, режиссёр Илья Копалин, операторы Б. Макасеев, П. Ламбрехт, Э. Крауц, С. Гусев. Фильм рассказывает о событиях 1940 года, когда 21 июля 1940 года Народный Сейм (парламент) провозгласил Латвию советской социалистической республикой и о принятии Латвии в состав СССР 5 августа 1940 года};
"Эстонская земля" (1941, Эстония/РСФСР, режиссёр Василий Беляев, операторы Ефим Учитель, Константин Мярска, Тармо Меристу, Владимир Парвель, Владимир Сумкин. Художественно-документальный фильм о возрождении в Эстонии Советской власти).
Если интересно, подписывайтесь на этот канал!