Найти тему
Пограничный контроль

Как зло проникает в мир. Сериал «Властелин колец. Кольца власти»

В канун 9 мая, разумеется, нельзя не вспомнить про Толкиена и его знаменитую трилогию со всеми ее сиквелами и приквелами. На наше счастье, в 2022 году вышел-таки долгожданный первый сезон сериала, снятого про эту вселенную. Уже сейчас проект называют самым дорогим за всю историю сериалов, а впереди, судя по всему, еще несколько сезонов.

Видны ли эти потраченные деньги в сериале? О да. Сериал «Властелин колец. Кольца власти» - безусловно, самый зрелищный продукт кинопроизводства, снятый за последние несколько лет. Кажется, еще недавно мы с нетерпением ждали выхода новых фильмов трилогии Питера Джексона, с трудом представляя, что может быть грандиознее. Грандиознее «Властелина колец» оказался, как это часто бывает, сам «Властелин колец», использовавший технический, интеллектуальный и творческий прогресс, произошедший в кино за эти 20 лет, в полной мере, и буквально каждый кадр в нем является вершиной всех видов киноискусства.

Включая, конечно, и актерское мастерство. Мне, правда, с трудом поначалу давалось не видеть Роба из сериала «В ее глазах» в Роберте Арамайо, исполнявшего роль молодого Элронда. Помогло то, что в эльфийском гриме он почему-то неожиданно стал похож на Шона Бина в роли Боромира из оригинального «Братства кольца», что позволило Роберту окончательно вжиться в волшебную вселенную. Но Морвед Кларк в роли юной Галадриэль и множество других актеров как первого, так и второго плана, сотворили практически шедевр – думаю, они были бы достаточно убедительны даже без всякого особого грима, костюмов и декораций.

Сюжет сериала, как многие уже знают, представляет собой предысторию всем известных событий с Бильбо, Фродо и Арвен с Арагорном, которая происходит за несколько тысяч лет до них. Поэтому, понятно, из наших старых знакомых в сюжете остались только вечные эльфы, да еще те, о которых в трилогии упоминалось как о предках и предшественниках главных героев. Этих персонажей в сериале, очевидно, было решено сделать немного объемнее, чем о них рассказывается в суховатых толкиеновских хрониках.

Именно поэтому мы получили совершенно неотразимого Исильдура, вдумчивого и прагматичного Элендиля, обаятельного принца гномов Дурина, удивительных правителей легендарного Нуменора, чудесных милых мохноногов – предков хоббитов, и много кого еще. Смотреть на живых персонажей той далекой истории – чистое наслаждение. Ведь здесь они из героических портретов на стене и кратких упоминаний в легендах превратились в пусть и сказочных, но таких правдоподобных существ со всеми их достоинствами и недостатками – спорящих, сомневающихся, любящих, ненавидящих.

Абсолютная психологическая реалистичность персонажей раскрывается на фоне всех этих фэнтезийных пейзажей и интерьеров не просто так. Если в трилогии «Властелин колец» нам показали, как именно добро борется со злом и что оно для этого делает, то в современном сериале нам показывают, как зло вообще пришло в прекрасный мир Средиземья, как оно в нем укрепилось и обвыкло. Как именно оно превратило живописный и уютный край в бесплодный Мордор, как изуродовало добрых эльфов, превратив их в злобных орков, как поселилось в душах хороших, приличных и порядочных людей.

И происходит это, как можно понять по первому сезону сериала, вовсе не потому, что силы добра все никак не хотят объединяться. А именно потому, что силы добра порой ведут себя практически неотличимо от сил зла, позволяя себе нет-нет да и отступать от принципов света. Давая себе волю быть эгоистичными, завистливыми, скупыми, мстительными, отстраняющимися от чужой беды в надежде, что там сами как-нибудь разберутся. Вот именно так зло и приходит в этот мир – когда добро занимается какими-то своими делами, ни в чем зло не ограничивая и ему не препятствуя.