Пожалуй, не все знают о том, что в СССР помимо обычных общеобразовательных школ существовали так называемые «лесные школы», предназначенные для обучения и оздоровления детей школьного возраста, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Их ещё называли школами под открытым небом.
Согласитесь, что только от одного этого словосочетания - «лесная школа» - веет неким волшебством и сказкой! Тотчас всплывают эпизоды из детского мультика про лесную школу зверей, а тут дети…
Именно такая школа описана в известном рассказе А.Т.Кононова «Ёлка в Сокольниках» (из цикла детских рассказов о Ленине).
Кстати, открытая вскоре после революции в конфискованном доме-усадьбе бывшего московского городского головы Лямина «лесная школа» в московском парке Сокольники, позднее перепрофилированная в детский санаторий, успешно функционировала вплоть до середины 1960-ых, являясь своеобразным домом отдыха для детей.
Более правильно их будет называть санаторно-лесными школами, поскольку в основе их функционирования был заложен принцип совмещения учёбы детей с укреплением здоровья путём использования естественных факторов природы (свежего воздуха, солнца) и гигиенически правильного режима дня и питания.
Для обустройства «лесной школы» выбирали земельный участок площадью 3-4 га в загородной зоне с большим количеством зелени (желательно с наличием хвойных деревьев) и вблизи рек и прочих водоёмов. Предпочтение отдавали сосновому бору или берёзовой роще. На участке формировали три зоны: учебно-спортивную, лечебно-оздоровительную и хозяйственную, призванные обеспечить оздоровление и обучение 100-150 детей.
И всё-таки основной акцент в деятельности «лесных школ» был направлен отнюдь не на учебный процесс, а на укрепление здоровья детей. Для повышения их иммунитета использовались водные процедуры, солнечные ванны, физические упражнения и усиленное питание.
Но главным фактором оздоровления учащихся считался свежий воздух. Для принятия солнечных и воздушных ванн использовались открытые веранды или прямо на улице устанавливались специальные деревянные настилы, на которых (если не было слишком холодно) дети даже спали в специальных одеялах-мешках.
Отбор детей в такие школы проводился врачебными комиссиями, которые в первую очередь отдавали предпочтение страдавшим анемией, ревматизмом и туберкулёзом, а также находившимся в группе риска по данным заболеваниям. К ним добавляли детей с умственной отсталостью и нарушениями деятельности нервной системы, а порой просто физически слабых, не получавших должного питания в семье. Время пребывания в «лесных школах» ослабленных детей варьировалось от трёх месяцев до полугода - тут всё зависело от их состояния здоровья.
Режим дня предусматривал рациональное распределение учебных нагрузок, отдыха, физических упражнений, спортивных занятий и занятий по развитию трудовых навыков. К этому поначалу трудно было привыкнуть, нередко даже имели место случаи побегов. Одно время такими школами закрытого типа учителя даже пугали нерадивых учеников.
Оздоровление детей происходило без отрыва от учебного процесса. Любопытно, что окна в классах иногда открывали даже зимой, и дети занимались прямо в верхней одежде. А в тёплое время года обучение школьников происходило, как правило, прямо на улице или на открытой веранде. Там же дети принимали и пищу.
Сам учебный процесс был организован по программам обычной общеобразовательной школы: та же классно-урочная система, в классе 20- 25 школьников, продолжительность урока 40 минут, перемены между уроками 10 минут, большая перемена (30-60 минут) использовалась для второго завтрака и прогулки. Удивительное дело: согласно статистике, успеваемость учеников в данных школах была даже выше, чем их успехи в обычных учебных заведениях.
А вот как о своём пребывании в «лесной школе» вспоминают её бывшие ученики:
«Вспоминаю об этом периоде с большим удовольствием! Учился в «лесной школе» два года в начале 1970-ых годов - та находилась недалеко от Коломны. Единственное, чем она отличалась от обычного городского интерната,- тем, что находилась в лесу (летом функционировала как пионерлагерь). Жили там в отапливаемых деревянных двухэтажных домах барачного типа и учились полный учебный год. Закалка детей действительно была: лыжи, коньки, физкультура на улице, но никакого экстрима».
«Я три года обучался в санаторно-лесной школе. Попал в неё не по состоянию здоровья, а из-за удалённости обычной школы от моей деревни. Всё так и было: закалка, питание, а главное - режим. Первую четверть учились в школах по месту жительства, а остальные три - в санаторной. Эта школа мне многое дала: команду «подъём» я слышал с 11 лет, далее зарядка (причём круглый год на улице) - так что режим меня в будущем никогда не напрягал!».
«Единственное, от чего я страдала, - это отсутствие родителей! Поэтому в душе до сих пор осталась грусть».
«Я учился в такой «лесной школе» в 1962 году почти девять месяцев (обнаружилась серьёзная болезнь лёгких). Школа располагалась в усадьбе Тучково под Звенигородом: лес, река, отличные классы и лечебные процедуры. Кроме учёбы и лечения, было много спортивных игр и занятий на свежем воздухе. До сих пор помню заботу, внимание и большой труд врачей, учителей и воспитателей. Вылечили и дали прекрасное образование!».
Слышал, что аналоги советских «лесных школ» кое-где действуют и по сей день. Если это действительно так, было бы любопытно узнать из достоверных источников об особенностях пребывания в них детей.
Так что, жду ваших комментариев!
Читайте мои предыдущие публикации на канале:
Уважаемые читатели, подписывайтесь на мой канал! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях!