Гортань – самый горячо обсуждаемый элемент в голосовом аппарате вокалиста. Я говорю элемент – потому что одной гортанью тут дело не обходится. Там еще много чего, но сегодня – о ней, родимой. Изначально гортань призвана выполнять функцию некоего клапана, который призван поддерживать давление в наших легких при кашле, поднятии нами тяжестей, родах и мучительном сидении на горшке. Поэтому она может закрываться в 3 отделах: на уровне истинных голосовых связок, затем выше – ложных, и еще выше – преддверия (СЧН).
Все эти и другие структуры голосового аппарата человека находятся внутри гортани как карандаши в пенале. И кроме тех структур, которые я перечислила выше, внутри гортани находится щитовидный хрящ, к которому крепятся наши истинные голосовые связки. Другим концом голосовые связки «крепятся» к паре черпаловидных хрящей. Как видите – внутри гортани довольно тесно. Снизу ее «подпирает» перстневидный хрящ, столь необходимый при осуществлении “вокального крика” – бэлта.
Все эти структуры (за исключением истинных голосовых связок) никакого отношения к производству голоса не имеют: это либо органы дыхания, либо – пищеварения. Но, поскольку они многофункциональны, в нужное время они берут на себя «повышенные обязательства» и помогают нам, делая наш тембр то ярче, то тусклее, то звонче, то бархатистей, то грубым и рычащим, то писклявым и нежным. Потому что от того, в каком положении или состоянии они находятся в тот или иной момент, они оказывают прямое воздействие на изменение высоты и тембра нашего голоса.
Но сама по себе, гортань, - это не просто коммунальная квартира. Это – “лифт”, сам по себе способный в мгновение ока сделать наш голос более тонким или более басовым. Но и это еще не все! Гортань, помимо прочего, напрямую связана с мягким нёбом, структурой, которая вообще находится, практически, во рту. И их “взаимоотношения” довольно специфичны: при поднятии гортани вверх, нёбно-глоточная мышца, соединяющая эти две структуры, рефлекторно опускает мягкое нёбо ниже. По этой причине у многих детей или начинающих исполнителей часто можно услышать назализацию в звуке. Которая, кстати сказать, легко устраняется при выполнении специальных упражнений на изоляцию движений нёба от движений гортани.
Если представить нашу гортань сейфом, а содержащиеся в ней, структуры, элементами кодового замка, то только представьте себе, сколько комбинаций можно «набрать» из того количества структур, которые она оберегает! И каждый раз наш голос будет меняться до неузнаваемости! Кстати, а вы успели посчитать, сколько же их?