В сентябре 1873 года Куинджи разрешает себе европейские каникулы — путешествие. Академия художеств награждала лучших учеников длительными — до шести лет — поездками за казенный счет для «совершенствования». Архип Иванович едет ненадолго, на несколько недель всего, зато на свои средства, личные, полученные от продажи полотен.
Германия, Бельгия, Англия, Франция, Швейцария, Австрия. Музеи и выставки. История искусств и живое, только что рождающееся, творящееся рядом с ним, с Россией, искусство. «Я весь ухо», — говорят немцы, желая подчеркнуть, как внимательно они слушают что-то. Куинджи — весь глаза. Острые, пристрастные.
Кто из живописцев Европы взволновал его?
Из барбизонцев Куинджи выделил для себя Диаза де ла Пенья, художника, любившего писать лучи, вспыхивающие искрами на росистой траве, тревожные тучи, несущиеся по небу, деревья, гнущиеся под порывами ветра. Но больше всех ему полюбился Милле: от всех его картин — от распаханных полей, пастухов, пасущих овец, лесных опушек с собирающими хворост крестьянами — веяло естественностью, добротой и простосердечной человечностью. «Тут есть то, чего у других художников нет, — говорил Архип Иванович. — Тут есть внутреннее». В его устах эти слова были величайшей похвалой.
Когда у Куинджи появятся ученики, Архип Иванович, говоря с ними, хорошо отзовется о Кнаусе и Вотье.
Людвиг Кнаус и Беньямин Вотье принадлежали к числу виднейших мастеров дюссельдорфской школы. Особенной известностью пользовался Кнаус — член почти всех европейских академий, в том числе и Петербургской. Оба они были несколько сентиментальны и склонны к чувствительным поучениям, но это с лихвой искупалось их правдивостью, искренностью, подлинной душевной теплотой. «Глубина знания жизни, тонкость выражения, человечность, юмор, которыми проникнуты их небольшие по размеру картины, ставят их в ряду великих создателей нашего времени», — соглашался с оценкой Куинджи Репин.
Русский искусствовед А.И.Сомов дал следующую оценку творчеству Кнауса:
«Произведения К. свидетельствуют об его тонкой наблюдательности, искусстве передавать характер и душевное движение людей всех возрастов и состояний, уменье создавать сцены, полные жизненной правды и проникнутые то добродушным юмором, то отрадным весельем, то глубоким чувством. Достоинство его картин возвышается превосходным рисунком, блестящим колоритом и мастерским письмом.»
Кнаус родился в Висбадене в 1829 г.; с 1846 по 1852 г. учился в дюссельдорфской академии художеств под руководством К. Зона и Шадова, провел год в Италии и 8 лет в Париже, в течение которых отлично усвоил себе технику новейших французских живописцев и достиг до высокого мастерства, признанного за ним самими французами...
Область творчества Кнауса — преимущественно быт немецких крестьян и вообще жизнь низшего сословия. Выводя нередко на сцену детей, молодых людей и девушек, он, видимо, относится к юности с сердечным сочувствием. Многие из его картин приобрели популярность, благодаря изданным воспроизведениям их в гравюре, фотогравюре и фотографии
(Источники: О.П.Воронова "Куинджи в Петербурге", Энциклопедия).
🎨 Спасибо вам за прочтение статьи. Если статья вам была интересна то прошу вас поставить лайк. Подписывайтесь на канал, впереди нас ждёт много открытий из мира живописи.