Найти тему
5 Колесо

Как делают троллейбусы «Синара». Съездил на завод в Челябинске: показываю, что увидел

Новое производство общей площадью 13 500 м2 базируется на территории Челябинского трубопрокатного завода (ЧТПЗ). Это один из крупнейших изготовителей стальных труб, он был основан в 1942 году на базе эвакуированного Мариупольского трубного завода. В 1963‑м в ответ на сокращение поставок труб большого диаметра из Западной Германии здесь первыми на планете освоили их производство из двух полуцилиндров. А в 1970‑е годы ЧТПЗ достиг годового производства 3,5 млн тонн и вышел на первое место в мире. Из его изделий проложено свыше 70 % отечественных газопроводов, а еще ЧТПЗ остается единственным производителем труб переменного сечения, которые применяются в конструкции крупнейшего в мире серийно выпускаемого многоцелевого транспортного вертолета Ми-26 грузоподъемностью 20 тонн. Ну а сам Челябинский завод городского электрического транспорта принадлежит холдингу «Синара — Транспортные машины» (СТМ).

ЛЮДИ И МАШИНЫ

Один троллейбус «Синара-6254» состоит примерно из 3000 деталей.
Один троллейбус «Синара-6254» состоит примерно из 3000 деталей.

Подготовка к пуску нового производства началась в июне 2022 года, инвестиции в проект составили 1,2 млрд рублей. Первоначально здесь будут собирать троллейбусы «Синара-6254», а в перспективе — и электробусы «Синара-6253». Готовые экземпляры легко различить по цветам кузова: у троллейбуса он красный, у электробуса — синий.

Первоначально на ЧЗГЭТ будут собирать троллейбусы «Синара-6254», а в перспективе — и электробусы «Синара-6253».
Первоначально на ЧЗГЭТ будут собирать троллейбусы «Синара-6254», а в перспективе — и электробусы «Синара-6253».

Львиная доля площадей предприятия (10 000 м2) отведена непосредственно под сборочные посты и другие производственные участки. Склад комплектующих занял пространство площадью 1500 м2, еще 2000 «квадратов» отведено под стоянку готовой продукции.

Текущая численность персонала составляет 100 человек, и подбор кадров ведется непрерывно через кадровые агентства, объявления в региональных СМИ. К концу 2023 года штат должен вырасти в четыре раза. Прежде всего, речь идет не об управленцах и кабинетных работниках, а о специалистах: механиках, сварщиках, электриках. Средняя зарплата чуть выше, чем по региону, и на текущий момент обозначена в 71 000 руб.

Первый заказ на 168 троллейбусов поступил из Челябинска.
Первый заказ на 168 троллейбусов поступил из Челябинска.

Производство работает в одну смену в режиме пятидневки. В перспективе рассматривается переход как на двух-, так и на трехсменный режим. В таком случае годовая мощность завода составит 350 единиц городского электротранспорта. При развитии платежеспособного спроса из других регионов РФ технически возможно увеличение мощностей до 1200 машин в год. Самому городу такое количество нового подвижного состава не требуется. Однако первый заказ на 168 троллейбусов как раз поступил из Челябинска: концессионное соглашение подписано в октябре 2021 года. В момент открытия в цеху находилась первая партия товарной продукции — 20 низкопольных троллейбусов «Синара-6254». Часть из них будет с функцией автономного хода до 20 км.

Официальный старт работе предприятия дали губернатор Челябинской области Алексей Текслер, заместитель министра промышленности и торговли РФ Альберт Каримов, мэр Челябинска Наталья Котова и генеральный директор группы «Синара» Михаил Ходоровский.
Официальный старт работе предприятия дали губернатор Челябинской области Алексей Текслер, заместитель министра промышленности и торговли РФ Альберт Каримов, мэр Челябинска Наталья Котова и генеральный директор группы «Синара» Михаил Ходоровский.

К слову, открытие троллейбусной сети в Челябинске состоялось 5 декабря 1942 года. Протяженность контактной сети в 2020 году составляла 85 км. Сейчас в семи районах города действуют 12 маршрутов общей протяженностью 542 км, на которые ежедневно выходят до 100 троллейбусов. В единственном троллейбусном парке осталось 134 пассажирские машины, и все их заменят продукцией ЧЗГЭТ. Для этого активно ведется реконструкция контактной сети.

НА ПОВЕСТКЕ ДНЯ — СТАБИЛЬНОСТЬ

Понятие «конвейер» для нового завода чисто условное. Здесь нет движущейся ленты — все технологические операции выполняются на статичных участках. Опять же статика касается только положения кузова или подсобранного транспортного средства, а его оснащение панелями, электрожгутами, прочими элементами конструкции ведется безостановочно с коротким перерывом на обед.

Лазерная резка металла выполняется в автоматическом режиме.
Лазерная резка металла выполняется в автоматическом режиме.

Логистика производства выстроена по оптимальному алгоритму. Рабочие площади разделены на несколько участков, расположенных в непосредственной близости друг к другу. Все начинается с крытой зоны разгрузки и хранения площадью 1500 м2. К ней примыкает участок заготовительного производства площадью 800 м2, где складируются узлы и комплектующие текущей плановой сборки. Эстафету от него принимает сварочный участок площадью 2500 м2, включающий 14 постов. Здесь отдельные стальные трубы и профиль превращаются в каркас будущего троллейбуса. Высокотехнологичная оснастка отвечает специфике производства: при зажатии боковины расхождение передней и задней частей кузова не превышает 1–2 мм при допуске в 5 мм. На производстве занято 20 сварщиков и 23 сварочных аппарата. Новые молодые специалисты проходят обучение, осваивая современное оборудование в короткие сроки. И занятых специалистов из месяца в месяц будет становиться больше и больше.

На постах сварочного участка стальные трубы и профиль превращаются в каркас будущего троллейбуса.
На постах сварочного участка стальные трубы и профиль превращаются в каркас будущего троллейбуса.

После сварки узлы уходят на лазерную обработку для снятия микропленки и ржавчины. Это требуется для подготовки к грунтованию и последующей окраске. После этого укладывается настил пола, монтируется шумоизоляция.

Далее следует антикоррозионная защита каркаса кузова. Завод выполняет многоступенчатую антикоррозионную обработку, в том числе консервирующими химсоставами и смесями на основе эпоксидных смол. Специальный состав загоняют и в скрытые полости. Гарантия от сквозной коррозии при такой обработке составляет 30 лет!

Завод выполняет многоступенчатую антикоррозионную обработку, в том числе консервирующими химсоставами и смесями на основе эпоксидных смол.
Завод выполняет многоступенчатую антикоррозионную обработку, в том числе консервирующими химсоставами и смесями на основе эпоксидных смол.

Прямо за технологической перегородкой условный конвейер разворачивается на 180 градусов и начинается с участка установки кузовных панелей. Затем следует вклейка стекол, крепление деталей интерьера, настил линолеума. Дальше по конвейеру кузов комплектуют осями, подвеской, укладывают жгуты электропроводки. Сейчас своей окраски нет, но малярный участок в процессе строительства. Его введут в строй в конце марта. В настоящее время на линии сборки расположено девять постов, но это пока: в обозримой перспективе их станет больше. «По мере отработки технологии что-то в производственном процессе обязательно будет меняться в соответствии с производственной необходимостью», — говорит генеральный директор ЧЗГЭТ Павел Панков.

Кстати, готовая продукция тоже меняется. Скажем, на первых образцах стояли сдвижные форточки, а на серийных будут откидные. Сейчас темп выпуска составляет 30 машин в месяц. Стоимость одного экземпляра превышает 30 млн рублей, и потому ответственность у сборщиков повышенная: от них ждут не только соблюдения сроков, но и гарантии качества!

Дизайн XXI века — далеко не единственное достоинство троллейбуса «Синара-6254».
Дизайн XXI века — далеко не единственное достоинство троллейбуса «Синара-6254».

Участок окончательной сборки рассчитан на одновременное нахождение 12 пассажирских машин и занимает площадь 3800 м2. Специалисты последовательно переходят от одной машины к другой и выполняют необходимый объем работ. Только после того как вся технологическая оснастка на своих местах, в салоне появляются сиденья и поручни. На этой же линии расположен диагностический комплекс, а завершает картину сборки сдаточный участок площадью 600 м2.

В общем-то, ничего революционного, но за ненужной новизной и связанными с ней издержками в виде ошибок, брака и производственных потерь никто не гонится. На повестке дня стоят стабильность процесса, минимальные трудозатраты при обеспечении надежности и высокого качества готовой продукции.

ТРИ ТЫСЯЧИ ДЕТАЛЕЙ

В день открытия завода на выходе был 21‑й кузов «Синары». До этого 20 кузовов варили на опытном производстве в Санкт-Петербурге. Теперь вся сборка исключительно челябинская. Список деловых партнеров уже довольно широк, но он не окончательный. По словам Павла Панкова, продолжается оценка компетенций у местных производителей и поставщиков. Есть и поставщики из других регионов РФ.

Один троллейбус «Синара-6254» состоит примерно из 3000 деталей. Из них около 2000 позиций — это компоненты кузова и салона, а также панели, стеклопакеты, двери и прочее. Еще 750 комплектующих представляют собой различные трубы для каркаса и 250 — разные мелочи.

Хорошую обзорность обеспечивают вертикально установленные дисплеи камер заднего вида.
Хорошую обзорность обеспечивают вертикально установленные дисплеи камер заднего вида.

Большинство позиций, естественно, российского производства, но есть и импорт. Например, белорусские комплектующие по дверям, кабине водителя, стеклоочистителям — производства Belrobot. Задний портальный мост — Made in China. В числе отечественных партнеров, например, ПЭМЗ — Псковский электромашиностроительный завод, поставляющий синхронный электродвигатель. По отдельным договорам контрактные поставщики изготавливают нужные детали точно в размер. И этот процесс не останавливается ни на один день. В Челябинске есть партнер по литью и мехобработке — НПО «Энергопром». Колесные диски поставляет Челябинский кузнечно-прессовый завод. Есть местные поставщики пластика — НПП «Полидор», по энергооборудованию — «Арс Терм». В механообработке идет сотрудничество с Усть-Катавским вагоностроительным заводом, по крепежу — со Златоустовским заводом метизов. Глубина планируемых запасов комплектующих на ЧЗГЭТ составляет один месяц.

ОПЕРЕЖАЯ ОДНОКЛАССНИКОВ

В современном мире городского электротранспорта трудно быть конкурентоспособным. Тем не менее СТМ в лице ЧЗГЭТ к этому готов не на словах, а на деле. Новейшие модели троллейбуса на 90 пассажиров и электробуса на 80 пассажиров унифицированы между собой на 75 % и опережают одноклассников сторонних брендов по нескольким показателям. Например, энергоэффективность троллейбуса «Синара-6254» в среднем на 15 % выше, чем у аналогов.

В кабине водителя радуют мультируль с наплывами в местах хвата и интуитивно понятный интерфейс приборной доски.
В кабине водителя радуют мультируль с наплывами в местах хвата и интуитивно понятный интерфейс приборной доски.

Дизайн XXI века — далеко не единственное достоинство троллейбуса «Синара-6254». У него большая площадь остекления, высокий потолок, производительная климатическая система, светодиодные приборы освещения, аппарель для маломобильных пассажиров. Троллейбус оборудован системой ADAS, датчиками дождя и света, камерами кругового обзора. На борту применяются автоматические устройства газового и аэрозольного пожаротушения.

Комфорт пассажирам создают тонированные стеклопакеты, USB-разъемы (включая Type-C). Предусмотрена функция книлинга. Потери тепловой энергии климатической системы минимизируют кнопки адресного открытия дверей. Конструкцией предусмотрена рекуперация энергии торможения. Система управления электродвигателем обеспечивает максимальный КПД. Сиденья обтянуты тканью с тефлоновым покрытием. Крепление кресел и поручней в борта повышает качество уборки салона за более короткое время. Система «активной кромки» исключает защемление пассажиров при посадке и высадке. Хорошую обзорность обеспечивают вертикально установленные электронные зеркала заднего вида. В кабине водителя радует мультируль с наплывами в местах хвата и интуитивно понятный интерфейс приборной доски. Клавишные переключатели и кнопочные выключатели в удобных зонах досягаемости.

Крепление кресел и поручней в борта повышает качество уборки салона за более короткое время.
Крепление кресел и поручней в борта повышает качество уборки салона за более короткое время.

По приглашению руководства ЧЗГЭТ вместе с другими гостями церемонии открытия завода я совершил поездку по территории предприятия в качестве пассажира. Никаких претензий к уровню акустического, вибрационного и климатического комфорта у меня не возникло. Отличный сделали троллейбус!

Павел Панков,
генеральный директор ЧЗГЭТ

-12

Открытие Челябинского завода городского электрического транспорта стало событием не только для города и региона, но и для всей России. У нас есть необходимая компетенция, современное производство, налаженные связи и инновационный продукт — троллейбус «Синара-6254». Конечно, впереди предстоит огромный объем работы по набору персонала, совершенствованию производственных процессов, поиску новых поставщиков и выхода в другие регионы. Мы приняли эти вызовы и знаем, что предпринимать для последовательного развития. Надеемся, что пример челябинского троллейбуса вдохновит и потребителей в других частях страны.

Что еще почитать:

Наплевали на санкции: как «КАМАЗ» смог сохранить производство двигателей и что там сейчас собирают

Производство, которое впечатлило: как в Питере собирают самые современные трамваи

«Из импортного остался только радиоприемник»: как в Твери производят полностью импортозамещеные экскаваторы