И, наконец, третья тема в фильме «Переступить черту», которую я считаю необходимой осветить, это творческая самореализация и влияние родителських установок на нее.
О влиянии чувства вины на становление личности главного героя Джонни Кэша можно почитать здесь: https://dzen.ru/a/ZDp387Ce90xdCXP3?share_to=link
А о том, как отношения в родительской семье повлияли на собственные отношения Джонни, здесь: https://dzen.ru/a/ZDzygjLnJlLeyI-E?share_to=link
Итак, по мере психологического взросления Джонни (связанного с отпусканием ожиданий в отношении отца и принятием своего прошлого и оставлением попыток бороться с ним) меняется и его отношение к тому, что он делает. Он начинает верить в себя и находит высший смысл в своей деятельности. Переходит от разрушения к созиданию.
Для сравнения: сперва Джонни пребывает в блаженном восторге от внимания девушек в его сторону и, несмотря на наличие жены, активно им пользуется. Упоминаются письма несовершеннолетних поклонниц, которые затем, по достижении определенного этапа внутреннего роста Кэша, сменяются письмами заключенных, благодарящих его за мотивацию жить. Это уже не просто инфантильное купание в лучах славы, деньгах и вседозволенности, когда внутри все равно пусто, потому что эта любовь не делает тебя цельной личностью, т.к. ты сам себя все равно не любишь.
Это уже готовность отдавать другим. Причем замечу, что для того, чтобы твоей т.н. целевой аудиторией были приговоренные к смертной казни заключенные, нужно обладать определенной энергетической емкостью и духовностью. Не каждый сможет отдавать нечто чистое и творческое таким людям, и это замечательно. В каждом человеке есть то, что цепляет определенный пул зрителей и слушателей.
В данном контексте встает вопрос, где проходит грань, отделяющая инфантильное поведение от творческого склада характера? Зачастую, увы, эти понятия идут рука об руку. Творческий человек часто идет осуждаемым обществом путем: у него может не быть денег, он не впахивает на куче работ, не стремится жениться/выйти замуж и нарожать детей. И тут как раз пролегает та самая тонкая грань. Можно себя постоянно анализировать, быть нацеленным на изменения в жизни, на будущее, а не на прошлое, и тогда ты учишься обращаться с ответственностью. Ты знаешь, ради чего ты терпишь, но в тебе продолжает гореть творческий огонь, ты знаешь, что ты все сделаешь, чтобы творить, даже если это будут нестандартные способы, ты ХОЧЕШЬ СОЗДАВАТЬ. И в этой точке важно от себя отстать и перестать ждать быстрых результатов, как у топовых бизнесменов и блогеров в Инстаграме.
Творческому человеку не подходят «стандарты», на то он и творческий.
Но это не равно скатываться в зависимости, страдать, зависать в прошлом. Алкоголики и наркоманы – часто чувствительные люди. Вот почему в среде рок-музыкантов и актеров прошлого века были повально распространены зависимости и трагические судьбы. От неумения обращаться со своей чувствительностью, люди совершают деструктивные поступки. Взрослый же подход предполагает умение справляться со своими чувствами и эмоциями так, чтобы создавать, а не разрушать. Иметь высшую, порой духовно высокую цель, и идти за ней, не полагаясь лишь на внешние обстоятельства и не перекладывая приход успеха на далекое будущее. Ведь часто мечты о грандиозном будущем являются защитой как от оцениваемых нашим эго как «незначительных» действий уже сейчас, так и от самой жизни.
Джонни длительное время двигало болезненное желание признания, за которым, конечно, как и у многих известных личностей, стояло желание доказать свою ценность родителям, потому что внутри жили перенятые родительские убеждения, будто бы он никто и ничто, и фактически его поведение бессознательно стремится найти всякий раз тому подтверждение. Вивиан так и говорит ему, что он «подобие мужчины».
Имея такие мощные убеждения, даже всемирное обожание не заполнит пустоту внутри, ведь ты никогда не будешь соответствовать той планке, что есть внутри тебя, но тобой, на самом деле, не является.
Вся эта вина внутри за свое существование и несоответствие отцовским ожиданиям делают Джонни никчемным в собственных глазах. Отсутствие поддерживающей отцовской фигуры, способной выступать наставником, обращать внимание на чувства и вместе с тем быть строгим (строгим, но не жестоким!) при обучении ребенка выстраиванию границ с внешним миром, влечет отсутствие мужского образа, который сын может поместить внутрь себя и опираться на него в процессе своей жизни.
Ко всему прочему, отец Джонни выпивал. Эта модель записывается на подкорке: так можно. Если мне плохо – можно выпить. И это бегство будет происходить в обход осознания этой модели поведения всякий раз, когда человек будет сталкиваться с болью «я не такой, как от меня ожидали».
Выйти из этого деструктивного сценария Джонни смог при поддержке Джун, которой ему никогда не удавалось получить ни от отца, ни от Вивиан, ни прежде всего от себя самого. Изменения происходят в момент, когда ему удается отпустить свою вину за смерть брата, прожить связанную с этим боль и навеки оставшиеся невозможными теплые отношения с отцом.
Обратите внимание: в конце фильма нет какого-то откровенного разговора с отцом, изменения в его поведении. Изменения происходят как раз в поведении Джонни, продиктованные переменами в отношении к отцу. Он больше не ждет от него тех или иных действий, а значит, нацелен на будущее.
Напрашивается вывод: нужно принять себя со своими изъянами, взять полезные внутренние убеждения от отца и от матери и выбросить из головы то, что тебе не подходит. И вот только тогда можно по-настоящему что-то изменить в себе, конечно, зная, ради чего ты это делаешь.