Найти в Дзене
Открытый город

Варшавский вокзал. В Европу по железной дороге.

Очередность строительства железнодорожных вокзалов в столице Российской империи исходила из стратегических и экономических соображений. Вслед за Московским и Витебским  появился Варшавский вокзал. Русские рельсы устремились к западу. «Высочайшее повеление» императора Николая I было таким:
«1. Соорудить железную дорогу от С. Петербурга к Варшаве. 2. Дорогу эту именовать С. Петербурго-Варшавской железной дорогой. 3. Работы начать с 1852 года, приступив к оным как от С. Петербурга, так и от Варшавы».
В команду ответственных за проект входили Э.И. Герстфельд, инженер С.В. Кербедз, главный архитектор – академик К.А. Скаржинский.
Здание Варшавского вокзала появилось за Обводным вокзалом.
Сначала был открыт участок дороги до Гатчины. Туда можно было отправиться  дважды в день. Как и многим строительным проектам той эпохи, активному разрастанию железной дороги помешала Крымская война. Продолжение работ в 1857 году взяла на себя уже не государственная казна, а Главное общество Российских ж

Очередность строительства железнодорожных вокзалов в столице Российской империи исходила из стратегических и экономических соображений. Вслед за Московским и Витебским  появился Варшавский вокзал. Русские рельсы устремились к западу.

«Высочайшее повеление» императора Николая I было таким:
«1. Соорудить железную дорогу от С. Петербурга к Варшаве. 2. Дорогу эту именовать С. Петербурго-Варшавской железной дорогой. 3. Работы начать с 1852 года, приступив к оным как от С. Петербурга, так и от Варшавы».
В команду ответственных за проект входили Э.И. Герстфельд, инженер С.В. Кербедз, главный архитектор – академик К.А. Скаржинский.
Здание Варшавского вокзала появилось за Обводным вокзалом.
Сначала был открыт участок дороги до Гатчины. Туда можно было отправиться  дважды в день.

-2

Как и многим строительным проектам той эпохи, активному разрастанию железной дороги помешала Крымская война. Продолжение работ в 1857 году взяла на себя уже не государственная казна, а Главное общество Российских железных дорог. С.В. Кербедз работал в тандеме с архитектором П.О. Сальмановичем. Комплекс включал пакгаузы, жилые дома для служащих, позже – каменные бани. Под одной крышей размещались пассажирские службы и место, где формировались составы. Новое здание имело п-образную форму: пути располагались между двумя боковыми двухэтажными корпусами. К пяти платформам могли одновременно подойти 10 составов. Десять арочных окон были обращены к Обводному каналу. Центральное – украшал красивый витраж. И, конечно, венчала здание традиционная для вокзалов  башня с флагштоком.

-3

Вокзал имел свои интересные особенности:
- во-первых, у станции имелся свой собственный небольшой газовый завод, освещавший комплекс.
- для скорейшей погрузки на баржи грузов, прибывших по железной дороге, был организован подковообразный подъезд, соединявшийся с Обводным каналом.
- мост от вокзала к противоположному берегу также входил в комплекс.
- здание вокзала выдвинуто вровень красной линии набережной Обводного вокзала. Обычно станции имеют от неё отступ, образующий привокзальную площадь перед фасадом. Свободное пространство перед Варшавским вокзалом организовано по боковой части здания.
- также Варшавский вокзал замкнул собой перспективу Измайловского проспекта и лишил магистраль возможности продолжиться в Ново-Измайловском.

-4

Самая первая версия вокзала была компактной и прослужила недолго, перестав справляться с пассажиропотоком разраставшегося железнодорожного направления. Санкт-Петербург получил железнодорожное сообщение с Берлином, Веной, Парижем. 15 декабря 1862 года открылось движение по всей магистрали.

-5

К концу девятнадцатого века состоятельные путешественники могли отправиться в Европу в исключительном комфорте и роскоши. В некоторых вагонах возможно было принять ванну.
Самые состоятельные заводили частные семейные вагоны.
Для того чтобы содержать вагоны в надлежащем состоянии, у здания вокзала возвели вагонное депо, где вагоны избавлялись от следов долгой дороги, непогоды, гари, пыли и грязи. К слову, это было единственное такое депо в стране. Дебаркадеры вокзала долгое время оберегали пассажиров от метеорологических неприятностей, но в 1930-е отправились на переплавку.

-6

Не обошли стороной Варшавский вокзал сложные страницы нашей истории. В 1904 году рядом с ним эсер Егор Сазонов подорвал бомбой карету министра внутренних дел В.К. Плеве. Плеве был смертельно ранен, а Сазонова приговорили к пожизненной каторге.
В годы Великой Отечественной войны здание чрезвычайно пострадало, находясь в близости от позиций врага. В послевоенное время вокзал ждал ряд восстановительных работ. Именно тогда вместо центрального витража появилась ниша с памятником В.И. Ленину.

-7

Вокзал продолжил осуществлять свою международную миссию. Ходили поезда «Ленинград-Варшава», «Лениград-Берлин». С его перрона отправлялись на курорты в Друскининкай и Трускавель, в Калиниград, Львов, Ригу и Таллин. Уже в «Перестройку» часть направлений «взяли на себя» Балтийский и Витебский вокзалы.

Заговорили о сносе вокзала. Сноса не случилось. Но вокзала не стало.
В 2001 году в здании депо был открыт Музей железнодорожной техники имени В.В. Чубарова. В середине нулевых в перестроенном здании открылся торговый комплекс «Варшавский экспресс».


В наши дни, войдя в здание, прошедшее через реновации, мы окажемся в самом большом фуд молле в России и Европе. На огромной площади собраны гастрономические проекты Санкт-Петербурга. Там проходят и фестивали, концерты. О былом назначении напоминает название места: “Vokzal 1853” и элементы дизайна, которые помогают почувствовать себя в атмосфере дореволюционного Петербурга.

Благодарим за внимание! Подписывайтесь на канал и приходите на бесплатные экскурсии Открытого города.

Автор публикации: Анастасия Сугоняко, специалист в области прикладной культурологии, гид по Санкт-Петербургу.

Варшава
2380 интересуются