Очередность строительства железнодорожных вокзалов в столице Российской империи исходила из стратегических и экономических соображений. Вслед за Московским и Витебским появился Варшавский вокзал. Русские рельсы устремились к западу. «Высочайшее повеление» императора Николая I было таким:
«1. Соорудить железную дорогу от С. Петербурга к Варшаве. 2. Дорогу эту именовать С. Петербурго-Варшавской железной дорогой. 3. Работы начать с 1852 года, приступив к оным как от С. Петербурга, так и от Варшавы».
В команду ответственных за проект входили Э.И. Герстфельд, инженер С.В. Кербедз, главный архитектор – академик К.А. Скаржинский.
Здание Варшавского вокзала появилось за Обводным вокзалом.
Сначала был открыт участок дороги до Гатчины. Туда можно было отправиться дважды в день. Как и многим строительным проектам той эпохи, активному разрастанию железной дороги помешала Крымская война. Продолжение работ в 1857 году взяла на себя уже не государственная казна, а Главное общество Российских ж