Отслеживаю водородные проекты по всему миру (их _много_) и интересно отметить ретроспективно по итогам, так сказать результат (пускай и предварительным) некоторых.
Пару лет назад была куча разговоров насчет сотки водородных такси для датчан
https://newsroom.toyota.eu/toyota-and-drivr-put-100-hydrogen-taxis-on-the-roads-in-copenhagen/
Пока молчат об "опыте", но вот появилась инфа об аналогичном проекте в Брюсселе - там правда их скорее всего меньше, но не суть итак
Taxis Verts из D'Ieteren и Virya Energy из Colruyt в сентябре 2022 года запустили пилотный проект с Toyota Mirai в качестве водородного такси, чтобы проверить, подходит ли этот тип трансмиссии, поскольку сектор такси в Брюсселе будет вынужден электрифицировать к 2025 году. после завершения годовой программы испытаний обе компании размышляют о своем опыте перевозки пассажиров по Брюсселю на газе H2.
Бельгийский импортер VW Group D'Ieteren приобрел базирующуюся в Брюсселе таксомоторную компанию Taxis Verts в марте 2022 года, надеясь привести компанию в современную эпоху благодаря интеграции с мобильными услугами D'Ieteren, включая каршеринг Poppy и планировщик маршрутов Skipr. Программы.
Электрификация зеленых такси
Вторым пунктом повестки дня была электрификация автопарка: в то время было электрифицировано лишь от 7 до 8% такси. Однако актуальность этой стратегии электрификации возросла из-за того, что правительство Брюсселя решило, что с 2025 года все новые такси в столице Бельгии должны быть автомобилями с нулевым уровнем выбросов.
Самое простое решение этой проблемы — предоставить независимым таксистам доступ со скидкой к электрическим моделям VW Group D’Ieteren с услугами зарядки, предоставляемыми EDI (Electric by D’Ieteren). Но Taxis Verts также хотели опробовать водородное такси, преимущество которого заключается в более быстрой дозаправке и, следовательно, большем времени безотказной работы.
Партнер для пробного запуска этого проекта водородного такси был найден с Virya Energy, дочерней компанией Colruyt, которая предоставила Toyota Mirai для Taxis Verts и доступ к 24 (зеленым) водородным заправочным станциям DATS.
За первые шесть месяцев такси Toyota Mirai преодолело более 32 000 км со средним запасом хода около 400 км на одном баке, что намного ниже заявленного среднего пробега в 650 км, но все же достаточно, чтобы продержаться день.
Специально обученный водитель заправлялся чаще, чем нужно, останавливаясь 113 раз за водородом. В результате такси Verts и Virya Energy оценивают экономию более 6 300 кг CO2 по сравнению со средним дизельным такси за этот период.
Другими преимуществами водородного такси, хотя и общими с более распространенными аккумуляторными электромобилями, являются отсутствие шума и вибраций во время движения и отсутствие вредных для здоровья выхлопных газов.
Не так много заправочных станций и более высокая стоимость топлива
Такси Вертс и Вирья Энерджи не особо упоминают недостатки в своем общении. Тем не менее, они намекают на отсутствие водородных заправочных станций для эффективного использования этого типа транспортных средств. Езда с вашего пути к водородному насосу, обычно станции DATS 24 в Галле, сводит на нет преимущество быстрой заправки.
И если мы подсчитаем стоимость топлива для этих первых 32 000 км, при использовании 411,46 кг водорода на этом расстоянии около 10 евро за кг, общие расходы составят около 4114,6 евро или 0,1286 евро за км.
Если мы сравним это со сравнением Taxis Verts 7,5 литров дизельного топлива на 100 км по цене около 1,7 евро за литр, общая сумма, потраченная на то же расстояние, составит… 4 080 евро, или около 0,1275 евро. евро за км.
Это означает, что водород немного дороже в эксплуатации, чем дизельный автомобиль, в дополнение к гораздо более высокой закупочной цене. Конечно, требуется меньше обслуживания, хотя это, вероятно, не компенсирует более высокую стоимость. Но поскольку Брюссель вынуждает таксистов переходить на автомобили с нулевым уровнем выбросов, возможно, более уместно прямое сравнение с электрическими такси…
-----------
Итак - 600км с одного бака нет, есть 400км, но по топливу (с их ценами на дизелек, да и водород) получилось почти тоже самое.
Другой вопрос что тойота водородная ( Mirai) стоит дороже чем аналог...
Вслед за, поехал и Гамбург - https://zefer.eu/uncategorised/25-toyota-mirai-now-in-operation-in-hamburg/
25 автомобилей Toyota Mirai в настоящее время эксплуатируются в Гамбурге.
Водородные такси теперь на улицах Гамбурга, в настоящее время работает 25 автомобилей Toyota Mirai. Крупнейшая компания такси в Гамбурге, Best Taxi, теперь использует автомобили Mirai в своем автопарке. Автомобили на топливных элементах предлагают большую дальность и быструю дозаправку, при этом не выбрасывая ничего, кроме воды. К январю 2025 года только экологически чистые такси смогут получить новую лицензию в Гамбурге. Это будет первый немецкий город, который введет это правило, в то время как 12 процентов таксопарка Гамбурга уже являются автомобилями с нулевым уровнем выбросов.
Расход топлива по WLTP: водород смешанный 0,9-0,8 кг/100 км; комбинированная потребляемая мощность 0 кВтч/100 км; Суммарные выбросы CO2 согласно WLTP 0 г/км.
Парк лимузинов на топливных элементах был передан от Autohaus S+K компании Best Taxi в Гамбурге. В передаче приняли участие, в частности, Аньес Тьяркс (Bündnis 90/Die Grünen), сенатор по вопросам транспорта и мобильности, Али Симсек, член Сената Гамбурга (СДПГ), Александр Мёнх, президент региона DACH в Free Now, Томас Шальбергер, генеральный директор по связям с общественностью и прессой Toyota Deutschland GmbH, а также Матиас Зюхтинг и Карстен Шульц из руководства Autohaus S+K.
«В таком большом городе, как Гамбург, индустрия такси является важной движущей силой устойчивой мобильности, и мы рады возможности внести свой вклад в это развитие», — говорит Карстен Шульц, управляющий директор Autohaus S+K GmbH. Привод на водородных топливных элементах — это особенно устойчивое и практичное решение, которое также способствует улучшению качества воздуха в городе».
----
Основной движ этих экспериментов, кроме желания тойоты сбагрить хоть кому то свои mirei, думаю это строительство гигантских электролизеров на береговой линии (чтобы прикапывать в водород избыточную энергию с вертяков в северном море ).
В целом напомню что уже очень давно эксплуатируется водородный парк общественного транспорта в Исландии... есть проекты по мусоровозам, трамваям, пригородным поездам (на не эл.линиях) и прч.
Самый большой автопарк коммерческих водородных авто в Китае напомню
Сейчас вот еще авиация добавилась.
Больше пока конечно похоже на хайп и игрушки банкиров - но то, что вкладывают в эту историю это факт.
Углеводородам не угрожает - технологии пускай отрабатывают - на Марсе кстати говорят есть водород ( https://phys.org/news/2021-10-mars-colony-hydrogen-factory-propellant.html , Михаил Шубов - https://spacesettlementprogress.com/interview-with-mikhail-shubov-guided-self-replicating-factories-orbital-fuel-depots-hydrogen-production-on-mars-and-other-visions-for-space-settlement/ ) в приполярных областях и даже ветер дует... самое место для комбинации, которую сейчас около северного моря отрабатывают )), правда кого такси будут там возить и куда вопрос открытый.
Автор - RomanSmirnov