Найти тему
Денис Ивлев

«Церковным благолепием убрана, сосудами и книгами снабжена».

Храм Спаса Нерукотворного в с. Борзыни - творческое наследие С.И. Чевакинского?

Спасский храм в с. Борзыни. Вид с юго-восточной стороны. На алтарной апсиде уцелел первоначальный скат кровли "шашкой". Фото 2022 г.
Спасский храм в с. Борзыни. Вид с юго-восточной стороны. На алтарной апсиде уцелел первоначальный скат кровли "шашкой". Фото 2022 г.

«Спасская церковь каменная, крыта железом, окрашенным масляною зеленой краской, - так описывается в начале XX в. один из самых старых каменных храмов Вышневолоцкого уезда, - на церкви имеется одна большая глава, иконостасов три, из коих два – высота 1 ½ саж., ширина – 2 саж, третий – главный – высота 4 1/2 сажени, ширина 3 сажени 2 аршина. Церковь отапливается калориферною печью, устроенною в отдельном помещении. Колокольня в 3 яруса – высотою до верха карниза 13 саженей. Церковь построена в 1755 г.».[1]

Каменный Спасский храм в Борзынях имеет нестандартную для своего времени строительную структуру. В центре храма помещается восьмерик, который увенчан восьмилепестковым сводом, в свою очередь продолжающимся восьмигранной главкой. По сторонам света к храму пристроены приделы, предающие зданию форму равноконечного греческого креста. Интересен тот факт, что у храма был близкий по планировочной структуре и архитектурным формам близнец – Никольский собор Николо-Малицкого монастыря под Тверью, который не имел колокольни с запада - она стояла отдельно. С запада к храму в Борзынях примыкала колокольня, утраченная в XX в. Судя по сохранившимся фотографиям, колокольня своими простыми кубическими формами резко контрастировала с архитектурой храма. Очевидно, что на первоначальном проекте колокольни не было, её пристроили позднее используя самые простые образцы. Примером такой архитектуры может служить храм Воскресения Христова в с. Котлован Удомельского района.

Спасский храм в с. Борзыни. Вид с юго-западаной стороны. Фото нач. XX в. из архива Музея крестьянских родословных.
Спасский храм в с. Борзыни. Вид с юго-западаной стороны. Фото нач. XX в. из архива Музея крестьянских родословных.

Тверской исследователь архитектуры Павел Иванов не безосновательно предполагает участие выдающегося архитектора елизаветинской эпохи Саввы Ивановича Чевакинского в проектировании обоих храмов. С.И. Чевакинский - владелец усадьбы и земель в Новоторжском и Вышневолоцком уезде является бесспорным автором проектов храмов в с. Выдропужск и с. Хотилово. Его же творческое участие прослеживается в проектах Казанского собора в Вышнем Волочке, Успенского храма в с. Афиьмино. К работам круга его подражателей можно отнести храмы в соседних с Борзынями сёлах Есеновичи, Горка, Шитовичи, Фёдориха, выстроенные в один и тот же период в стиле барокко и дошедшие до нас с разной степенью сохранности. В любом случае близкое соседство с усадьбой Вёшки С.И. Чевакинского - мастера барокко не могло оказать влияние на желание соседних землевладельцев иметь у себя храм, выстроенный по проекту столичного зодчего.

Спасский храм в с. Борзыни. Северный фасад с сохранившимися фрагментами отделки стен храма. Фото 2022 г.
Спасский храм в с. Борзыни. Северный фасад с сохранившимися фрагментами отделки стен храма. Фото 2022 г.

Строителем нового каменного храма в с. Борзыни стал «камор лифляндских и истлянских дел конторы асессор Артемий Никитин сын Шишков» - видный столичный чиновник середины XVIII в. Зкомство с ним и участие Саввы Чевакинского в создании проекта храма более чем обоснованно. В 1737 г. Артемий Шишков вступил в армию, 20 лет отдал служению Отечеству. 18 мая 1755 г. указом Сената Артемий Шишков стал первым русским чиновником Камер-конторы лифляндских и эстляндских дел. В 1756 г. Шишкову поручена ревизия Лифляндии, в ходе которой чиновник стал настаивать на реформировании системы управления, встав на защиту латышских крестьян. В 1858 г. он получает приказ выехать в Санкт-Петербург, становится прокурором в Новгороде, однако, в октябре 1760 г. Сенат снова возвращает его в Лифляндию. Ревизию продолжил его единомышленник Андрей Гофман, а Шишков поддерживал его из Камер-конторы лифляндских и эстляндских дел.[2]

Находясь в Петербурге в сентябре 1755 г. Артемий Никитич составил прошение на имя Тверского и Кашинского епископа Вениамина, в котором указывал, что в селе Борзыни Ржевского уезда в имении его матери статской советницы Авдотьи Никитишны Шишковой имеется деревянная ветхая церковь великомученицы Параскевы Пятницы, «которая со многих лет стоит и нужда есть что б заблаговремянно построить».[3]

Спасский храм. Вид с запада. 1970-е гг. Фото из архива Музея крестьянских родословных в с. Борзыни.
Спасский храм. Вид с запада. 1970-е гг. Фото из архива Музея крестьянских родословных в с. Борзыни.

Авдотья Никитишна выразила желание выстроить новую «новую каменную церковь» в честь Параскевы Пятницы с приделами Святителя Николая и преподобного Сергия Радонежского «и всяким благолепием убрать». В отсутствие сына под руководством помещицы Авдотьи Шишковой каменную церковь в Борзынях возвели. 1 сентября 1757 г. Шишкова писала: «церковь Божия каменная во имя Святыя великомученицы Параскевы, нареченныя Пятницы, с приделами Святителя Николая и преподобного Сергия Радонежского чудотворцев ис приуготовленных на то материалов по правилам святых церквей в том же селе Борзынях построена».[4]

В одной ограде с новым каменным храмом Авдотья Шикова просила «снять и поставить на том погосте во отдалении показанной вновь построенной каменной церкви … для зимнего времени тёплую во имя Спаса Нерукотворенного образа».[5] Обе церкви она просила дозволить освятить Николовой пустыни Столобенскому игумену Феодосию. 4 сентября 1757 г. игумену Феодосию поручено освятить два боковых придела каменного храма в честь святителя Николая и преподобного Сергия Радонежского, в остальном прошение осталось без ответа.[6]

В 1760 г. на имя Тверского епископа Афонасия от вдовы Авдотьи Никитиной последовало письмо, где она указала, что на перенос и на построение на новом месте деревянной Спасской церкви храмосдательной грамоты она не взяла. И, передумав, Авдотья Никитина решила в каменной церкви между колокольней храмом сделать тёплый придел в честь мученицы Параскевы, а главный престол храма освятить в честь Спаса Нерукотворного образа.[7]

Собор Николо-Малицкого монастыря. Западный фасад. Фото нач. XX в. из сети Интернет.
Собор Николо-Малицкого монастыря. Западный фасад. Фото нач. XX в. из сети Интернет.

В августе 1760 г. Новгородский прокурор Артемий Никитин Шишков подал прошение с просьбой освятить главный престол в честь Спаса Нерукотворного, а в трапезе сделать придел Параскевы Пятницы и «пожаловать благословенную грамоту на имя … игумена Мефодия».[8] В сентябре 1760 г. членам Ржевского духовного правления предписано освидетельствовали храм[9], однако «за грязьми и болотами» освидетельствовать храм оказалось невозможным и последовало прошение «обождать сухого пути» в октябре.[10] Лишь 5 июля 1761 г. иеромонах Троицкого Селижарова монастыря Николай со священниками из соседних погостов освидетельствовал храм и оказалось, что «означенная настоящая церковь Божия во имя Спаса Нерукотворенного образа ... по подобию прочих святых церквей построена, и со всем она ко освящению в готовности, и по подобию прочих святых церквей построена, и во олтаре святый престол в указанную меру поставлен, церковным благолепием убрана, сосудами и книгами снабжена».[11]

В августе снова последовало прошение об освящении храма от Авдотьи Никитиной.[12] В ответ на это последовал указ от 8 августа 1761 г. освятить престолы Ниловой пустыни игумену Феодосию и чередному священнику Тверского кафедрального собора.[13] Освятили храм после получения указа в Ржевском духовном правлении в сентябре 1761 г.[14]

Внутренний вид восьмерика храма. Фото 2022 г.
Внутренний вид восьмерика храма. Фото 2022 г.

В 1796 г. Спасский четырёхпрестольный храм значится в составе Вышневолоцкого уезда и подчинён Вышневолоцкому духовному правлению. В приходе 308 дворов, 1059 мужчин и 1087 женщин.[15] На приходе служили благочинный священник Парфений Прокопиев, священник Василий Прокопиев, диакон Тит Фомин, дьячки Федор Прокопиев и Федор Титов, пономарь Трифон Васильев, пономарь Никита Федоров.[16] В 1804 г. на приходе насчитывалось 310 дворов, прихожан 1044 мужского пола и 1048 женского. Служили священники Иаков Фёдоров и Иоанн Афонасьев, диакон Степан Титов, дьячки Фёдор Прокопиев и Филипп Трифонов, пономарь Трифон Васильев.[17]

История храма в XIX – XX вв. требует отдельного исследования и публикации. Данная статья сводит воедино имеющуюся информацию, касающуюся истории строительства и первых лет существования каменного Спасского храма в с. Борзыни. Проект храма уникален, в нём явно прослеживается рука профессионального столичного мастера, каким был Савва Иванович Чевакинский. Предположение, что проект Борзынского храма является творческим наследием гениального зодчего середины XVIII в. требует дополнительных поисков в архивах и внимательного обследования памятника. Открытие ещё одного памятника, связанного с творческой судьбой Чевакинского, имеет особое значение для истории русской архитектуры и поможет по-новому взглянуть на наследие Тверской земли.

Спасский храм в с. Борзыни. Вид с восточной стороны. Фото нач. XX в. из архива Музея крестьянских родословных.
Спасский храм в с. Борзыни. Вид с восточной стороны. Фото нач. XX в. из архива Музея крестьянских родословных.

[1] 1910. Страховые описи Вышневолоцкого уезда // РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 2031. Л. 3.

[2] Александр Гурин. Большая игра маленького человека, или как коллежский асессор ошибку императора исправлял // Интернет: https://lv.baltnews.com/authors/20181216/1022554335/bolschaja-igra-malenkogo-cheloveka-ili-kak-kollezhskij-assessor-oshibku-imperatora-ispravljal.html. Дата просмотра 02.09.2022.

[3] О построении в с. Борзыни каменной церкви // ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 440. Л. 1.

[4] О построении в с. Борзыни каменной церкви // ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 440. Л. 4 об – 5.г

[5] О построении в с. Борзыни каменной церкви // ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 440. Л. 5.

[6] О построении в с. Борзыни каменной церкви // ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 440. Л. 6.

[7] 1760 г. О освящении новопостроенной каменной церкви // ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 446. Л. 1.

[8] 1760 г. О освящении новопостроенной каменной церкви // ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 446. Л. 2.

[9] 1760 г. О освящении новопостроенной каменной церкви // ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 446. Л. 3.

[10] 1760 г. О освящении новопостроенной каменной церкви // ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 446. Л. 5.

[11] 1760 г. О освящении новопостроенной каменной церкви // ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 446. Л. 7.

[12] 1760 г. О освящении новопостроенной каменной церкви // ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 446. Л. 11.

[13] 1760 г. О освящении новопостроенной каменной церкви // ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 446. Л. 13.

[14] 1760 г. О освящении новопостроенной каменной церкви // ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 446. Л. 15.

[15] 1796 г. Клировые ведомости Вышневолоцкого уезда // ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 16107. Л. 83.

[16] 1796 г. Клировые ведомости Вышневолоцкого уезда // ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 16107. Л. 83 об. – 84.

[17] 1804 г. Клировые ведомости Вышневолоцкого уезда // ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 16112. ЛЛ. 17-19.